Учёный рассказывает, как складывалась его судьба, делится опытом прожитой жизни, своими мыслями. Его отвлекало стремление сохранить материальные и духовные ценности народа. Ему показались интересными ответы учеников.
— В чём смысл жизни? Что объединяет людей?
— Как быть весёлым, но не смешным?
— Надо ли обижаться?
— Честь истинная и ложная.
— Человек должен быть интеллигентен.
— О дурных и хороших влияниях.
— Искусство ошибаться.
— Как говорить? Как выступать? Как писать?
— Любите читать! Учитесь учиться!
— Путешествуйте!
— Учись понимать искусство.
— О русской природе и пейзажной живописи, природе других стран.
— Сады и парки. Памятники искусства.
— О памяти и памятниках Умей заметить красоту наших городов и сёл.
— Об искусстве слова и филологии.
Вполне возможно что это советы или напутствия самому читателю.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1 почему неодобрительные отзывы о матрёне, которые рассказчик услышал после её смерти, наоборот, убедили его в том, что она и есть “тот самый праведник”? 2). каким традициям xix века следовал а.и. солженицын, поднимая нравственную проблему праведничества? (при сопоставлении укажите произведения и авторов.)
Самое же сильное чувство это чувство ожидающего мальчика позора: «А мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его». Во время войны не было большего оскорбления, чем обвинение в сочувствии или врагу. На до у полковника Лёша изо всех сил пытается вести себя по-взрослому, достойно: «Только бы не заплакать», — ещё раз подумал Лёша и, стараясь держаться прямо, по-военному, шагнул через порог…». Он не пытается приуменьшить свою вину или свалить её на других. С другой стороны, мальчик не бравирует своей храбростью и безрассудством, он и в самом деле понимает, что чуть было не сгубил и зенитчиков, и родную деревню: «— Товарищ полковник! — чуть не плача, перебил его Лёша. — Да разве ж я не понимаю?!». Вероятно, поэтому полковник именно Лёшу стать «главным инженером» по строительству ложных объектов, фальшивых зенитных батарей, которые необходимо было сделать настолько точно и тщательно, чтобы противник принял их за настоящие военные сооружения. Помимо качеств лидера, руководителя, мальчик обладает честностью, прямотой нести ответственность и за себя, и за других людей. Он окрылён тем, что его не только не расстреляли, но и поручили действительно важное военное задание.