Николай васильевич гоголь — совершенно уникальный писатель, не похожий на других мастеров слова. в его творчестве много поразительного и удивительного: смешное переплетается с трагическим, фантастическое с реальным. читая произведения гоголя, с каждым разом убеждаешься в том, что основа его произведений — комическая. это карнавальность, когда все надевают маски, проявляют непривычные свойства, меняются местами, и все перемешивается. в повести «шинель» гоголь рассказывает нелегкой жизни «маленького человека» акакия акакиевича башмачкина, жизнь которого подчинена традиции и довольного автоматизмом своей жизни. в этом произведении переплелось комическое и трагическое, реальное и фантастическое. улыбку вызывает его рождения, выбор имени героя. ему досталась должность чиновника, которого никто никогда не уважал, не замечал. только когда его слишком допекали сослуживцы, он просил: «оставьте меня, зачем вы меня обижаете? » автор с горечью пишет о том, как много в человеке бесчеловечного, как много скрыто свирепой грубости и утонченной, жестокой светскости. бедность башмачкина вызывает, конечно, сочувствие, но цель его жизни (приобрести новую шинель) — слишком ничтожна для человека. и вот пришел счастливый день: мечта акакия акакиевича сбылась. бесцветный и безропотный «маленький человек», жизнь которого сведена к исполнению должности, в новой шинели почувствовал себя героем, даже получил приглашение в гости к чиновнику-сослуживцу, где собирался отметить радостное событие. как мало человеку надо, чтобы быть счастливым! кража шинели обернулась для героя мукой. он пытался найти защиту у властей, но «значительное лицо топнуло ногой» — и башмачкина вышвырнули вон. бездушие высокопоставленного чиновника вызывает отвращение. никем не защищенный, акакий акакиевич умирает. исчезло и скрылось существо, никому не дорогое, ни для кого не интересное. возмездие гоголь изобразил в фантастическом плане. фантастический финал повести оправдан отношением писателя к обиженному «брату» своему. в повести «шинель» я не сразу точно определила, что реальность, а что вымысел. бедность, убогость жизни акакия акакиевича башмачкина доведена автором до абсурда и фантастики (ходя по улице, он осторожно ступал по камням и плитам, почти не касался их), так же, как и способность «маленького человека» видеть в буквах характеры, а в улице — страну с людьми — буквами и словами. в противоположность этому несколько дней шумной жизни после смерти башмачкина — явная ирреальность — всегда может быть непомерной фантазией и страхом одного из департаментских чиновников, значительного лица и коломенского будочника. каждый отдельный характер — это правда, а совокупность их, образуемое ими общество и вытекающие отсюда приключения, — это их фантастическая и неправдоподобная сторона. в «шинели» же, если говорить об одурачивании, связанном с чем-то ирреальным, присутствуют слухи о шумной жизни акакия акакиевича после смерти. кульминационным моментом, приводящим к развязке, в одном случае к материальной смерти башмачкина, а в другом случае к исчезновению его призрака, является сцена грабежа. эта сцена повторяется дважды. отнимают в обоих случаях шинель, но один грабеж — совершенно реальное, а другой связан с мистикой. в «шинели» мир вещей имеет огромное значение в развитии сюжета, они, можно сказать, олицетворяются, персонифицируются. с вещами же связаны самые необыкновенные происшествия. в «шинели» верхняя одежда, шинель, становится пределом мечтаний. для башмачкина — это не только деталь гардероба, но и объект любви. новая шинель была последней мечтой согреться в холодном мире петербурга — этого символа вечного адского холода. шинель порождает конфликт, трагический гротеск перерастает в фантастику. в «шинели» герои произведения не имеют собственного лица, зато вещи и материальные ценности одушевляются. общая тональность в «шинели» не оптимистичная, несмотря на то, что ирония гоголя также присутствует в сцене крещения акакия акакиевича. в произведении «шинель» везде сцены повседневного быта, смех сквозь слезы, комическое обнаруживаются здесь только с появлением фантастики. мир вещей и связанные с ними происшествия — это яркое дополнение к их духовной жизни. шинель для башмачкина — это его мир, любовь, мечта, смысл жизни. башмачкин не смог перенести кражи своей шинели, тщетности своей мечты. и незлобивый мелкий чиновник, духовной силой и противостоящий бездушию общества, умирает.
Yurevna419
15.02.2021
Тема патриотизма в произведениях писателей после войны. после войны развитие темы патриотизма в литературе протекало как бы по двум руслам. не считая произведений, посвященных войне, серьезная начинает уходить от этой темы, и не в последнюю очередь потому, что появилось достаточное количество средних и нижесредних поэтов и писателей, которые были готовы, по выражению твардовского, «стоять с дежурной одой / перед твоим календарем». крупные поэты и писатели как бы стесняются этой темы, особенно фронтовики, не словом, а делом доказавшие свою любовь к родине. другое течение в ре — течение подспудное, во многом потаенное и официально запрещенное. для многих поэтов и писателей советский союз — тоталитарное государство — перестал быть родиной, стал, по выражению вен ерофеева, «не матерью, а мачехой». такие — а. солженицын, и. бродский, н. коржавин, в. аксенов и др. — много размышляют над судьбами родины и народа в советскую эпоху. лейтмотив их произведений — победа коммунистической идеологии была трагедией для народа, а судьба его в настоящее время плачевна. последовательно разоблачает систему коммунистических репрессий солженицын в романе «архипелаг гулаг», о трагедии народа, находящего выход только в безудержном пьянстве, пишет вен. ерофеев, зло высмеивает освободительного движения н. коржавин. и все же для многих родина остается родиной — какая бы она ни была. показательно в этом отношении творчество а. галича и, в частности, его стихотворение «песня об отчем доме». лирическому герою есть за что не любить родину: «как же странно мне было, мой отчий дом, / когда некто с пустым лицом / мне сказал, усмехнувшись, что в доме том / я не сыном был, а жильцом». и отчего дома по сути-то нет, а перед ним герой, весь непонятно в каких долгах, но все же примечательна концовка стихотворения: «но когда под грохот чужих подков / грянет свет роковой зари — / я уйду, свободный от всех долгов, / и назад меня не зови. / не зови вызволять тебя из огня, / не зови разделить беду. не зови меня/ не зови меня… не зови — / я и так приду! » смятением полна лирика галича эпохи эмиграции, смятением и ностальгией, но не традиционной тоской по «березкам». поэту вспоминаются «обкомы, горкомы, райкомы, / в подтеках снегов и дождей, / в их окнах, как бельма трахомы, / (давно никому не знакомы), /безликие лики вождей». и этого не жалко, конечно, но «есть еще черная речка», есть пушкин, ахматова, пастернак, есть вся богатейшая русская культура, сыном которой ощущал себя галич. и именно поэтому: «не жалею ничуть, ни о чем, ни о чем не жалею, / ни границы над сердцем моим не вольны, / ни года! так зачем же я вдруг, при одной только мысли шалею, / что уже никогда, никогда… боже мой, никогда! » нелегкий путь прошла россия и народ. и этот путь вместе с ним проходила , по-разному, но всегда с горячей любовью его осмысляя. чувство патриотизма, любви к своему народу — не только одно из древнейших, но и едва ли не самое священное и бескорыстное чувство человека.