в базарове критик увидел воплощение своего идеала. "базаров с первой минуты своего появления приковал к себе все мои симпатии, и он продолжает быть моим любимцем даже теперь", - писал писарев в 1864 году ("реалисты"). в статье "базаров" (март 1862 г. ) критик детально определяет черты характера и идейного склада героя тургеневского романа. здесь базаров изображен как глашатай эгоизма и полного "самоосвобождения" личности. "ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа".
базаровы выше толпы, выше масс, у них "силы огромные", социальное одиночество их не смущает. "они сознают свое несходство с массой и смело отдаляются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. пойдет ли за ними общество - до этого им нет дела. они полны собой, своей внутренней жизнью". вместе с тем эта статья писарева свидетельствует уже о том, что в его положительной программе намечаются изменения, базаров, оказывается, не находит счастья в своем нигилистическом "самоосвобождении", только в своей "внутренней жизни". "а базаровым все-таки плохо жить на свете, - пишет писарев в конце статьи. - нет деятельности, нет любви, стало быть, нет и что же делать? " на этот вопрос писарев, не разделявший тогда революционных настроений, дал такой ответ: "что делать? жить пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры". утверждение писарева, что "все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа", было правильным только наполовину. в базарове могла узнать и узнала себя та молодежь, которая шла за писаревым. но та часть молодого поколения, вождем которой был чернышевский, не могла, естественно, считать базарова выразителем своих стремлений и идей. отношение революционной демократии к народу, к политической борьбе было прямо противоположно базаровскому.
поэтому критика "современника" отнеслась резко отрицательно и к этому роману тургенева, и к интерпретации образа базарова писаревым. образы, в которых узнала себя революционная демократия, нарисовал чернышевский в романе "что делать? " в этом романе был дан и совершенно иной ответ на вопрос "что делать? ", чем тот, которым закончил писарев свою статью о базарове. писарев уделял образу базарова большое внимание и в дальнейшем. он писал о базарове в статьях "реалисты" (1864 г.) , "мыслящий пролетариат" (1865), "посмотрим! " (1865). в этих статьях писарев неизменно говорит о базарове как о типе новых людей, но его трактовка этого образа изменилась в соответствии с эволюцией его социально-политических взглядов. уже в статье "реалисты" писарев дает иное истолкование базаровского эгоизма. последовательные реалисты, типом которых является базаров, живут, утверждает теперь писарев, "высшей руководящей идеей". это и придает им огромные силы. они эгоисты, руководствующиеся "личным расчетом", но этот эгоизм не только не препятствует борьбе за "великие цели", которые, как мы знаем, заключаются в эту пору для писарева в том, чтобы уничтожить нищету трудящихся; напротив, это - эгоизм, находящий себе удовлетворение в деятельности, направленной, в конце концов, к осуществлению этой
VadimovichSvetlana622
12.03.2021
Репин изобразил тургенева в основном в тёмных тонах, что свидетельствует о серьёзности характера. глаза тургенева спокойны, кончики губ опущенны вниз, на лбу проступают морщины, я считаю, что это результат того, что он часто хмурется, а значит часто думает. длинные волосы и борода говорят о возрасте писателя, а мы знаем, что пожилые люди, более начитанее, умнее и рассудительней, нежели люди младшего возраста. если приглядеться, то в руках ивана сергеевича можно учидеть очки, я думаю, что он начал носить их, из-за постояной работы и напряжения на глаза, что свидетельствует о его трудолюбии. тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. надеюсь
конспект статьи писарева "базаров"
в базарове критик увидел воплощение своего идеала. "базаров с первой минуты своего появления приковал к себе все мои симпатии, и он продолжает быть моим любимцем даже теперь", - писал писарев в 1864 году ("реалисты"). в статье "базаров" (март 1862 г. ) критик детально определяет черты характера и идейного склада героя тургеневского романа. здесь базаров изображен как глашатай эгоизма и полного "самоосвобождения" личности. "ни над собой, ни вне себя, ни внутри себя он не признает никакого регулятора, никакого нравственного закона, никакого принципа".
базаровы выше толпы, выше масс, у них "силы огромные", социальное одиночество их не смущает. "они сознают свое несходство с массой и смело отдаляются от нее поступками, привычками, всем образом жизни. пойдет ли за ними общество - до этого им нет дела. они полны собой, своей внутренней жизнью". вместе с тем эта статья писарева свидетельствует уже о том, что в его положительной программе намечаются изменения, базаров, оказывается, не находит счастья в своем нигилистическом "самоосвобождении", только в своей "внутренней жизни". "а базаровым все-таки плохо жить на свете, - пишет писарев в конце статьи. - нет деятельности, нет любви, стало быть, нет и что же делать? " на этот вопрос писарев, не разделявший тогда революционных настроений, дал такой ответ: "что делать? жить пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры". утверждение писарева, что "все наше молодое поколение со своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа", было правильным только наполовину. в базарове могла узнать и узнала себя та молодежь, которая шла за писаревым. но та часть молодого поколения, вождем которой был чернышевский, не могла, естественно, считать базарова выразителем своих стремлений и идей. отношение революционной демократии к народу, к политической борьбе было прямо противоположно базаровскому.
поэтому критика "современника" отнеслась резко отрицательно и к этому роману тургенева, и к интерпретации образа базарова писаревым. образы, в которых узнала себя революционная демократия, нарисовал чернышевский в романе "что делать? " в этом романе был дан и совершенно иной ответ на вопрос "что делать? ", чем тот, которым закончил писарев свою статью о базарове. писарев уделял образу базарова большое внимание и в дальнейшем. он писал о базарове в статьях "реалисты" (1864 г.) , "мыслящий пролетариат" (1865), "посмотрим! " (1865). в этих статьях писарев неизменно говорит о базарове как о типе новых людей, но его трактовка этого образа изменилась в соответствии с эволюцией его социально-политических взглядов. уже в статье "реалисты" писарев дает иное истолкование базаровского эгоизма. последовательные реалисты, типом которых является базаров, живут, утверждает теперь писарев, "высшей руководящей идеей". это и придает им огромные силы. они эгоисты, руководствующиеся "личным расчетом", но этот эгоизм не только не препятствует борьбе за "великие цели", которые, как мы знаем, заключаются в эту пору для писарева в том, чтобы уничтожить нищету трудящихся; напротив, это - эгоизм, находящий себе удовлетворение в деятельности, направленной, в конце концов, к осуществлению этой