Повесть "Тарас Бульба" - одно из самых совершенных творений Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха души, абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные характеры. Для людей такого характера нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести –Тараса Бульбы.
Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную . невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его "нежба" -! чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь пишет о нем: "Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава".
Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный поэтической легендой, по выражению Гоголя: "точно необыкновенное явление русской силы".
Тарас Бульба - это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Его "отличали" "умение двигать войском и сильная ненависть к врагам". Вместе с тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков и ничем не выделялся среди них.
Образ Тараса воплощает в себе удаль и размах народной жизни. Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нем нет ничего эгоистического, мелкого, корыстного. Его душа проникнута лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа. Вот почему с такой ненавистью говорит он о ничтожных душах предателей: "знаю, подло завелось теперь на земле нашей: перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой народ продают... ".
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Служению товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Ценя в человеке прежде всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и трусам.
Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизмом знаменитая сцена встречи отца со старшим сыном. "Затерявшись в толпе чужих людей, Тарас смотрит как выводят на лобное место его сына. Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? "Что было тогда в его сердце? " - восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына, самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: "Добре, сынку, добре! "
Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса в трагическом конфликте с Андреем.
В написанной Н.В. Гоголем повести «Тарас Бульба» отражено героическое и эпическое.
Героический эпос предполагает картины народной жизни, которые воспевают богатырские персонажей. Это наблюдается в гоголевской повести.
Главными героями являются казаки. Героическое наблюдается в сцене смены кошевого, когда Тарас Бульба уверяет в том, что настоящие казаки не должны сидеть на месте, а должны защищать свою Отчизну и проявлять свои героические черты. Тарас Бульба говорит о том, что вся жизнь казака заключена в борьбе и демонстрации своих героических качеств.
Сам Тарас Бульба – эпический герой, так как он, будучи носителем лучших качеств казачества, является собирательным образом защитника всего народа и русской земли.
Повесть можно назвать эпическим произведением, так как в повествовании особое место занимают описания батальных сцен. Автор конкретизирует события, не только говоря о том, что наступление началось или завершилось, но и подробно описывая его начало и конец.В гоголевской повести насчитывается большое количество второстепенных и внесценических персонажей, отчего повествование приобретает народный характер. Причем жизнь целого народа показана в трудное время, когда представители казачества находятся в противоборстве с поляками. Центральным персонажем во всем произведении является никто иной, как народ.
История запорожского казачества раскрывается через картины общего действия и через истории конкретных представителей народа. Выделяются образы Тараса Бульбы; Остапа, который, впервые оказавшись в атаке, стал куренным атаманом; старика Кирдяги, которого выбрали кошевым. Смелыми и отважными представлены и другие персонажи: Кукубенко, Шило, Степан Гуска и др.
Даже те персонажи, которые появляются в «Тарасе Бульбе» лишь в одном эпизоде, выполняют важную для передачи общего смысла функцию: показать смелость казачества, представители которого готовы пожертвовать своей жизнью ради Отчизны.
Повесть, в которой исторические события рассматриваются только поверхностно, не детально, является не исторической повестью, а повестью героической. Перед писателем не стояла цель отобразить исторические события со всей точностью и достоверностью. Для Н.В. Гоголя было важным показать героизм народа, боровшегося за независимость и свободу.
Черты эпическое проявляются также в том, что в произведении используются названия орудий действия и тактик военных действий. Кроме того, степь, которая является открытым пространством и местом батальных сцен, демонстрирует богатырскую силу казаков. Место действия и персонажи заставляют читателей обратиться к устному народному творчеству, в частности к былинам, где выделяются образы богатырей. Представители казачества – эпические образы, которые имеют огромную физическую силу, смелость, храбрость и к самопожертвованию.
Таким образом, гоголевская повесть «Тарас Бульба» считается народно-героическим произведением, в котором отобразились исторические события запорожского казачества и всей Русской земли.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Муравьи.нужно долго наблюдать, чтобы понять муравьиное дело. много раз я наблюдал в лесах, что муравьи постоянно бегают по дереву, к которому присолен муравейник, только я не обращал на это внимания; велика ли штука муравей, чтобы разбираться настойчиво, куда и зачем он бежит или лезет по дереву.но теперь оказалось, что не отдельным муравьям зачем-то, а всем муравьям необходима была эта свободная дорога вверх по стволу из нижнего этажа дерева, быть может, на самые высокие. смолистое кольцо было препятствием, и это поставило на ноги весь муравейник.в сегодняшний день в муравейнике была объявлена всеобщая мобилизация. весь муравейник вылез наверх, и все государство, в полном составе, тяжелым шевелящимся пластом собралось вокруг смолистого кольца.впереди беспрестанно шли муравьи-разведчики. они пытались пробиться наверх и по одному застревали и в смоле. следующий разведчик пользовался трупом своего товарища, чтобы продвинуться вперед. в свою очередь, он делался мостом для следующего разведчика.наступление шло широким, развернутым строем и до того быстро, что на наших глазах белое кольцо темнело и покрывалось черным; это передние муравьи самоотверженно бросались в смолу и своими телами устилали путь для других. так в какие-нибудь полчаса муравьи зачернили смолистое кольцо и по этому бетону побежали свободно наверх. одна полоса муравьев бежала вверх, другая вниз, туда и сюда. и закипела работа по этому живому мосту, как по коре. напишите изложение по этому тексту на ! буду !