Развязка «Ревизора» так же гениально проста и лаконична, как и завязка. Гоголь создает сложнейший по реалистической глубине финал, где веселая комедия начинает отсвечивать трагедией. По мысли того же Немировича-Данченко, здесь словно срываются внезапно «все покровы быта». В финале выражена мысль Гоголя о грядущем возмездии, надежда на торжество справедливости и закона. «Именное предписание», по которому появляется настоящий ревизор, выступает как некий фатум, высшая справедливость. В «Театральном разъезде» Гоголь скажет: «...Дай бог, чтобы правительство всегда и везде слышало призвание свое — быть представителем провиденья на земле и чтобы мы веровали в него, как древние веровали в рок, настигающий преступления» (V, 144). Беспощадно критикуя существующие порядки, Гоголь в то же время не посягал на их социальную основу. Он пытался надеяться на справедливые деяния просвещенного монарха.
Несмотря на эти утопические иллюзии, «Ревизор» обладает огромной критической, взрывчатой силой. Освободительный характер имеет гоголевский смех. Проникнутый глубочайшим негодованием, он беспощадно разоблачает мерзости жизни и в то же время страстно устремлен к добру и справедливости. Гоголь считал смех единственным «честным, благородным лицом» своей комедии, подчеркивал его «светлую» природу и нравственно-воспитательное значение: «Насмешки боится даже тот,» который уже ничего не боится на свете». В «Ревизоре» Гоголь смеется над всем безобразным, исходя из какой-то высочайшей, идеальной точки зрения. По словам самого писателя, «засмеяться добрым, светлым смехом может только одна глубоко добрая душа» (V, 170).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы думаете, как автор относится к мальчику, его матери и другим жильцам подвала? аргументируйте свой ответ, используя цитаты из текста. 10 вот текст: но я романист, и, кажется, одну «» сам сочинил. почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне все мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз. мерещится мне, был в подвале мальчик, но еще маленький, лет шести или даже менее. этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. одет он был в какой-то халатик и дрожал. дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. но ему хотелось кушать. он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. как она здесь очутилась? должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. хозяйку углов захватили еще два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. в другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к ее углу близко. напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. « уж здесь холодно», — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала
Я считаю, что к мальчику автор относится с некоторой жалостью. Он привлекает наше внимание к ужасу его положения: "Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его.". В отношении к матери мальчика автор лишь передает нам обстановку подвала и бедного положения женщины и ребёнка: "Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала." Стоит отметить, что столь плачевное положение малыша усугубила смерть матери. Да, мальчик ушел из того подвала, где лежала его умершая мать,("потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала")может показаться, что мальчику было безразлично, но точно я утверждать не могу. Одно могу сказать с уверенностью, малышу без матери будет ещё тяжелее в этом мире.
Обращая внимание на остальных жителей подвала, могу сказать, что с их писатель передает тщетность положения. старушка, умирающая в одиночестве, и алкоголик, который несколько дней лежал пьяный. Оба воплощают низость жизни , которую не хочется испытать никому. Скорее всего, автор не испытывает к ним чувств, кроме как жалость.