6м2 см= 602 см 16 дм=160 см 602-160=442 см- 4 м 4 дм 2 см 12 дм= 120 см 1 м 6см=106см 120+106=226 см 5 м4см= 504см 504+19=523см 27дм9см=279см 1м1дм8см=118 279-118=161см
Изобретение колеса простым, но великим достижением стало изобретение колеса. интересно, что первые древние колеса были найдены там, где человек уже освоил плавку металла - в месопотамии, средней азии, венгрии, донских и днепровских степях. оседлый человек стал засевать поля, разводить скот, строить большие поселения, а потом и города; началась торговля камнем, лесом, при этом людям приходилось перемещать огромные тяжести на большие расстояния. и идея колеса не могла не родиться. постоянно имея дело с поваленными деревьями и бревнами, человек обнаружил, что они могут катиться. оказывается, то самое бревно, которое он с товарищами едва мог перенести на несколько метров, могло катиться само, если, конечно, его подтолкнуть. но чтобы сделать это, нужно было приложить огромное усилие. тогда кроманьонцы изобрели рычаг: подложили толстую длинную палку под бревно, нажали - и бревно покатилось; еще раз сделали то же самое - оно покатилось еще дальше. когда стали использовать не один, а несколько рычагов, то уже можно было передвигать еще более тяжелые бревна и даже несколько бревен одновременно. самая древняя из обнаруженныхдорог. найдена в 1970 г. в. ей 6 тыс. лет, еепротяженность 1800 м.проложена через болото. потом догадались на катящиеся бревна наискосок положить другое бревно - они покатили и его. значит, транспортируемые бревна уже сами могли быть "транспортом", если на них поперек положить сверху еще три-четыре бревна. подобным способом можно было перемещать одновременно девять-десять бревен. в древнем египте, используя этот метод, передвигали колоссальные каменные статуи. и все же этот метод оказался неудобным: ближайшие к рычагам бревна все время высвобождались из-под груза, и их приходилось руками переносить вперед и класть рядом с теми, которые еще находились под верхними бревнами. нужно было их как-то зафиксировать. неизвестно, что натолкнуло человека на эту идею, но когда он реализовал ее, то получилась повозка - первая, грубая, неказистая. но положенный на нее груз мог теперь двигаться по одним и тем же бревнам, по одной и той же деревянной дороге. нужно было только нажимать на рычаги. на такой повозке возили не только бревна, но и другие грузы: камни, мешки с зерном и пр. однако она могла катиться лишь по ровной поверхности. любой камень, оказавшийся на пути, мог разрушить эту конструкцию, и незакрепленные бревна выпадали. но и эту проблему тоже решили: прочно скрепили десяток бревен между собой, внизу прикрепили еще по две пары гладко отесанных бревен, а между ними поместили третье - гладкое, свободное, но большего диаметра. и получилась первая повозка, точнее, каток. он прекрасно двигался, его не надо было толкать рычагами - достаточно было усилия рук. это был прообраз колеса, но далеко еще не колесо. до изобретения колеса решалось еще множество промежуточных проблем. сначала первую повозку освободили от обоих пар зафиксированных бревен, оставив только два катка. их закрепили к повозке медными скобами так, чтобы они могли вращаться. у этого устройства, однако, был существенный недостаток: разная толщина бревна на разных его краях приводила к тому, что повозка поворачивала в сторону. потом обратили внимание на то, что повозка, каток под которой по какой-то причине в центре был тоньше, чем по краям, передвигается более равномерно, ее меньше заносит в сторону. тогда древний изобретатель катка сделал следующее: он оставил из целого бревна только два валика по его сторонам, а между ними - довольно тонкую жердь. наконец, отделив валик от жерди, он получил колесо. поначалу колеса были тяжелыми. в древнейшем индийском городе махенджо-даро была найдена повозка с такими колесами, вырезанными из целого ствола дерева. вскоре для повозок в качестве тягловой силы стали использовать животных. первые были примитивными и не позволяли задействовать тягловую силу в полной мере. в большинстве случаев состояла из веревки, прикрепленной к рогам животного. использование животных в качестве "двигателя" явилось переломным, решающим моментом в развития транспорта. но совершенствовался не только транспорт. человек приступил к строительству дорог, сменивших естественные тропы. первые дороги были обнаружены на территории современных и швейцарии, вблизи свайных поселений. они представляли собой настилы из веток с целью облегчить людям проход к берегу. появились первые мосты. поначалу они представляли собой две лианы, протянутые одна над другой и соединенные между собой. нижняя лиана служила опорой для ног, верхняя использовалась как перила.