в сентябре 1844 года совет петербургской академии художеств единогласно присвоил ивану константиновичу айвазовскому звание академика. а еще через несколько дней художник был причислен к главному морскому штабу в звании первого живописца с правом носить морской мундир.
ему было поручено написать виды портов и приморских городов — кронштадта, петербурга, петергофа, ревеля, свеаборга, гангута. с энтузиазмом и. айвазовский взялся за новую работу и в несколько месяцев выполнил ее.
в своем творчестве он прославил героические дела флота, славную оборону севастополя и по мере сил откликался на все важнейшие события своего времени.
как певец моря, и айвазовский всегда был одним из самых известных художников. все ему было доступно, все готово было служить его искусству. но к весне он почувствовал такое влечение на юг, в феодосию, что ничто не могло удержать его. ни росшая с каждым днем слава, ни обеспеченный прекрасный заработок, ни всеобщее внимание и .
на окраине феодосии он построил для себя дом и мастерскую и на всю жизнь поселился в этом небольшом черноморском городке. трогательная любовь к своей родной феодосии, плескавшееся у древних стен ее море — все давало художнику пищу для новых образов. его ненасытную жажду творчества можно было утолить только вдали от суеты, да и стремление к независимости удерживало его в феодосии.
картина «девятый вал» была написана в 1848 (или в 1850) году, когда художнику было всего 33 года и он находился в самом расцвете творческих сил. картины его восторженно встречались широкими кругами зрителей, знатоками и ценителями искусства, критиками.
к этому времени и. к. айвазовский побывал уже и за границей, где в короткое время стал самым знаменитым художником италии. до него еще никто так верно и живо не изображал свет, воздух и воду.
папа григорий xiv приобрел картину и айвазовского «хаос» и поставил ее в ватикане, куда удостаиваются быть помещенными только произведения первейших в мире художников. о его успехах писали все газеты, но, будучи скромным и благородным, он приписывал все эти успехи не столько себе, сколько всему искусству.
маринист дж тернер, посетивший рим в 1842 году, был настолько потрясен картинами и. айвазовского («штиль на море» и «буря»), что посвятил ему стихотворение:
прости меня, великий художник, если я ошибся,
приняв твою картину за действительность
но работа твоя очаровала меня,
и восторг овладел мною.
искусство твое высоко и монументально,
потому что тебя вдохновляет гений.
не только в италии, но и в других европейских странах, где и. айвазовский выставлял свои картины, его всегда сопровождал невиданный успех. художник-гравер ф. иордан, тоже бывший в то время за границей, отмечал: «его слава прогремела по всей даже самонадеянный париж восхищался его картинами».
до и. айвазовского море редко изображалось художниками, а его ранние произведения отличаются пленительной тишиной. восход или закат солнца, штиль, сияющая над морем луна — все изображалось художником с тонкой поэзией.
но к середине xix века, вместе с ростом реализма во всем искусстве, и. айвазовский тоже расширил круг своих творческих интересов и тем. словами поэта а. и. полежаева художник мог бы сказать и о себе:
я видел море, я измерил
очами жадными его;
я силы духа моего
перед лицом его поверил.
он стал изображать волнение на море, приближение бури, шторм. одновременно росло и его творческое мастерство, в основе которого лежало внимательное изучение натуры, накапливание в памяти «впечатлений живой природы».
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Разложите на множитили: 2a+7xb-2b-7xa