введение
современного школьного образования выходят за рамки
стандартной передачи знаний от учителя ученику. новое время выдвигает
новые требования. необходимо не просто научить, но научить учиться
и самостоятельно добывать информацию, делать правильный выбор
в постоянно возрастающем потоке информации. поэтому в федеральных
государственных образовательных стандартах нового поколения перед
педагогами ставится личностного, социально-нравственного развития
ребёнка, ориентируя их на формирование коммуникативной компетенции,
нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание
и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества
и гражданской позиции.
теоретические основы формирования коммуникативных умений
личности в философском аспекте рассматривались в трудах а.а. бодалева,
а.а. брудного, л.с. выготского, и.а. зимней, м.с. кагана, м.и. лисиной,
н.и. шевандрина, я.а. яноушека и др.
ученые считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом
эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является
коммуникативная компетенция. коммуникативная компетенция, как одна
из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности
к речевому общению и умении слушать. сформировать коммуникативные
умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать
на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые
проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать
имкритическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также
способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои
3
высказывания к возможностям восприятия других участников
коммуникативного общения.
формирование коммуникативной компетенции невозможно только
в рамках учебного процесса, а зависит в целом от всей образовательнокультурной
ситуации, в которой развивается школьник. в связи с этим,
дополнительное образование – это необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в её образовании и профессиональной ориентации.
оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми
дополнительных образовательных программ, которые близки их природе,
отвечают внутренним потребностям, удовлетворять интересы,
адаптироваться в современном обществе, развивать интеллект, творческий
потенциал и, конечно, коммуникативные компетенции.
изучение проблемы формирования коммуникативных компетенций
у обучающихся позволило выявить ряд противоречий между:
- постоянно растущей потребностью в обществе в коммуникабельных
людях и использованием традиционных форм и методов,
не способствующих в должной степени формированию коммуникативных
умений школьников;
- требованием государственного образовательного стандарта
по формированию коммуникативных компетенций и отсутствием
необходимых научно-методических рекомендаций по их формированию
в дополнительном образовании.
эти противоречия породили проблему, которую мы сформулировали
виде вопроса: «каковы педагогические условия формирования
коммуникативной компетенции обучающихся в системе дополнительного
образования? »
теоретические исследования проблемы говорят о том, что в теории вопрос
формирования коммуникативных компетенций в учебной деятельности
хорошо разработан, но недостаточно освещён в дополнительном
образовании. мы считаем, что формы, методы и технологии, используемые
4
в объединениях дополнительного образования, позволяют наиболее успешно
развить у обучающихся коммуникативные компетенции, поэтому тема
выпускной квалификационной работы «формирование коммуникативных
компетенций обучающихся в объединении дополнительного
образования» является актуальной.
цель работы – выявить педагогические условия эффективности
формирования коммуникативной компетенции обучающихся в объединении
дополнительного образования.
объект - деятельность обучающихся в объединении дополнительного
образования «библиотечный актив».
предмет – условия, способствующие формированию коммуникативной
компетенции обучающихся в объединении дополнительного образования.
исходя из цели, объекта и предмета исследования выведем гипотезу
исследования.
гипотеза исследования.
формирование коммуникативной компетенции учащихся
в дополнительном образовании будет максимально эффективным
при следующих условиях:
- создание особой образовательной среды, характеризующейся партнерскими
взаимоотношениями между всеми участниками образовательного процесса;
- использование в образовательном процессе личностно-ориентированных
и интерактивных педагогических технологий;
- насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, создание
«ситуации успеха» даже от самых маленьких достижений;
- использование программы, включающей в себя формы и методы
организации образовательного процесса, направленные на формирование
коммуникативных компетенций.
в свете реализации федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения актуализируются проблемы формирования коммуникативной компетентности школьников-подростков. выделены составляющие (компетенции) коммуникативной компетентности, которые позволяют овладеть ей как взаимодействием, усвоить навыки и умения кооперации, использовать коммуникацию как условие интериоризации. показаны педагогические условия появления у обучающихся коммуникативных способностей. на основе обобщения многолетнего опыта работы прописана процедура поэтапного, поуровневого формирования коммуникативных качеств школьников через интерпретацию предметного знания. представлен комплекс коммуникативных , отрабатывающих и закрепляющих коммуникативные действия, необходимые для успешной социализации подростков. раскрыта авторская система критериально-уровневой оценки сформированности коммуникативной компетентности; даны рекомендации по организации процесса обучения, способствующего ее развитию.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Міні твір на тему мій дім моя фортеця з боку сім'ї мумі-тролів