Памятник козьме минину и дмитрию , один из наиболее известных памятников москвы. находится на красной площади, рядом с собором василия блаженного. автор памятника минину и мартос иван петрович. памятник минину и был первым памятником в москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев. средства на памятник были собраны по всенародной подписке. мартос работал над памятником с 1804 по 1817 г. это лучшее творение и. п. мартоса, сумевшего воплотить в нем высокие идеалы гражданской доблести и патриотизма. скульптор изобразил момент, когда кузьма минин, указывая рукой на москву, вручает князю старинный меч и призывает его встать во главе войска. опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для отечества час. фигура минина безраздельно господствует в композиции. навсегда запоминается его призывный жест. рука, вскинутая вверх, не только призывает , она как бы обращена ко всему народу, поднимает его на борьбу. мужественное лицо хотя и напоминает своими чертами лицо зевса, но подстриженные в скобку волосы ему характер крестьянина. хитон, обшитый по краю узором, напоминает рубаху. энергично вылепленный торс и широкий шаг всей фигуре минина силу и уверенность. , ещё не оправившийся от ран, сидит на ложе. его фигура в античном одеянии несколько нерешительна, она вообще менее удалась мартосу, но основное движение выражено ясно: он откликнулся на призыв минина. в одной руке держит щит с изображением спаса, а другая положена на меч, протянутый мининым. как и в гравюре, меч является центром композиции и связывает обе фигуры, символически устанавливая их единство. претерпел некоторые изменения лицевой барельеф: он стал лаконичнее, фигур стало меньше и трактовка их — выразительнее. барельеф разделен на две части. в правой — группа мужчин приносит обильные пожертвования, в левой — группа женщин. по сравнению с первым вариантом эта группа стала ещё более выразительной. коленопреклоненные женщины непросто свои драгоценности, но плавным движением рук как бы возлагают их на алтарь отечества. позы женщин значительны и торжественны. одежды на них античные, но мартос вводит и мотив, украсив головы кокошниками. если чё в тексте можно выискать ответы.