Перегру́зка — отношение абсолютной величины линейного ускорения, вызванного негравитационными силами, к ускорению свободного падения на поверхности Земли. Будучи отношением двух сил, перегрузка является безразмерной величиной, однако часто перегрузка указывается в единицах ускорения свободного падения g. Перегрузка в 1 единицу (то есть 1 g) численно равна весу тела, покоящемуся в поле тяжести Земли. Перегрузка в 0 g испытывается телом, находящемся в состоянии свободного падения под воздействием только гравитационных сил, то есть в состоянии невесомости.
Перегрузка — векторная величина. Для живого организма очень важно направление действия перегрузки. При перегрузке органы человека стремятся оставаться в прежнем состоянии (равномерного прямолинейного движения или покоя). При положительной перегрузке (голова — ноги) кровь уходит от головы в ноги, желудок опускается вниз. При отрицательной перегрузке увеличивается приток крови к голове. Наиболее благоприятное положение тела человека, при котором он может воспринимать наибольшие перегрузки — лёжа на спине, лицом к направлению ускорения движения, наиболее неблагоприятное для перенесения перегрузок — в продольном направлении ногами к направлению ускорения. При столкновении автомобиля с неподвижной преградой сидящий в автомобиле человек испытает перегрузку спина-грудь. Такая перегрузка переносится без особых трудностей. Обычный человек может выдерживать перегрузки до 15 g около 3—5 секунд без потери сознания. Перегрузки от 20—30 g и более человек может выдерживать без потери сознания не более 1—2 секунд и зависимости от величины перегрузки.
Одно из основных требований к военным летчикам и космонавтам организма переносить перегрузки. Тренированные пилоты в противоперегрузочных костюмах могут переносить перегрузки от −3…−2 g до +12 g [1]. Сопротивляемость к отрицательным, направленным вверх перегрузкам, значительно ниже. Обычно при 7—8 g в глазах «краснеет», пропадает зрение, и человек постепенно теряет сознание из-за прилива крови к голове. Космонавты во время взлёта переносят перегрузку лёжа. В этом положении перегрузка действует в направлении грудь — спина, что позволяет выдержать несколько минут перегрузку в несколько единиц g. Существуют специальные противоперегрузочные костюмы, задача которых — облегчить действие перегрузки. Костюмы представляют собой корсет со шлангами, надувающимися от воздушной системы и удерживающими наружную поверхность тела человека, немного препятствуя оттоку крови.
Перегрузка увеличивает нагрузку на конструкцию машин и может привести к их поломке или разрушению, а также к перемещению не закреплённого или плохо закреплённого груза. Допустимое значение перегрузок для гражданских самолётов составляет 2,5 g.
Примерные значения перегрузок, встречающихся в жизниЧеловек, стоящий неподвижно1Пассажир в самолёте при взлёте1,5Парашютист при приземлении со скоростью 6 м/с1,8Парашютист при раскрытии парашютадо 10,0 (По-16, Д1-5У) до 16 (Ут-15 сер.5)Космонавты при спуске в космическом корабле «Союз»до 3,0—4,0Лётчик спортивного самолёта при выполнении фигур высшего пилотажаот −7 до +12Перегрузка (длительная), соответствующая пределу физиологических возможностей человека8,0—10,0Предыдущий рекорд (кратковременной) перегрузки автомобиля, при которой человеку удалось выжить[2][3]179,8Наибольшая (кратковременная) перегрузка автомобиля, при которой человеку удалось выжить.Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сколькими можно составить букет из 17 цветков, если в продаже имеются гвоздики, розы, гладиолусы, ирисы, тюльпаны и васильки? Нужно решить с составления графов и т.п.
В последнее время все большую популярность обретает японский стиль проектирования садово-парковых участков. Японский стиль садоводства обрел свою законченную форму несколько тысячелетий назад, когда в Японии окончательно сформировались буддизм и синтоизм. Японцы всегда с особым трепетом относились к окружающей их природе, поэтому поклонения растениям горам и водопадам стало органической частью синтоизма.
Неуемная японская тяга к универсализму превратила сад в воплощение строения космоса, а также представления философских религиозных проектов виде застывшей гармонии.
Пространство сада, как правило, было весьма ограниченным. И на маленьком участке земли японцы создавали свою идеальную модель вселенной. Особый отпечаток на внешний вид японского сада наложило утверждение японских мудрецов о том, что в природе не может быть ничего некрасивого. Любой художественный образ прекрасен и непостижим для японца, а потому достоин долгого философского созерцания. Ведь наблюдения за природой – один из важнейших путей постижения тайн бытия. Поэтому японский сад глубоко символичен. Постичь все символы японского сада можно, лишь тщательно изучив культурные и исторические особенности страны восходящего солнца.
Европейский сад предназначен в первую очередь для того, чтобы человек обозревал красоты природы, находясь под воздействием цвета и запаха. Японский – прежде всего человеку отрешиться от реального мира и обрести душевное равновесие.
Существует несколько видов традиционных канонов создания традиционного японского сада. Если планировка сада подчиняется только одной идее, то создаются сады камней, мхов, воды, или же времен года. В основу таких садов ложатся расположенные по определенному принципу камни, мхи разных пород, водоемы и т.п. Если же планируется создать пейзажный сад, то внимание акцентируется на декоративности и многоцветии композиции. Сейчас особой популярностью пользуются смешанные сады, представляющие собой миниатюрные природные ландшафты, составленные из разнообразных компонентов. Ручейки стремительно бегущие между камнями, обросшими мхом, деревья удивительной формы, тихие озера с зеркальной поверхностью, деревья совершенно немыслимых форм. Все это лежит в основе смешанных японских садов, отображающих модель мира на ограниченном пространстве.
Теперь немного о символах. Камни, как правило, отождествляют со скалами, вода – с водным покрытием Земли, деревья – с лесными массивами. Растения тоже представляют собой широкий спектр символов. Вьющееся растение – символ гармоничного развития, лотос –символ высшей чистоты, бамбук – вечность и смелость, сосна – долголетие.