в простой крестьянской семье курской области в конце 1915 года на свет появился мальчик. младенца нарекли георгием.
в 1917 году по стране пронесся огненный вихрь революции и отца георгия объявили «врагом народа» и расстреляли, как и многих других ни в чем не повинных людей.
детство георгий васильевич провел с маменькой. с ней они после смерти отца переехали на жительство в курск. на этот шаг мать решилась, потому что в курске жили родственники и была работа для нее, что не позволило ей с сыном умереть от голода. именно в этом провинциальном городе у георгия проснулась тяга к музыке. и первые свои экзерсисы он сыграл именно там. причем виртуозно юный музыкант владел и , и роялем.
в небольшом селе проживает простой крестьянин иван сусанин и двое его детей: родная дочь антонида и приемный сын ваня. известие о нападении польского войска бередит народ, который не собирается без боя отдавать свою отчизну врагу – «кто на русь дерзнет, смерть найдет».
богдан вместе с другими молодыми и сильными крестьянами примыкают к народному ополчению. спустя время он приносит домой радостное известие – крестьянин минин из нижнего новгорода собирает великую дружину, чтобы разгромить поляков и освободить столицу от захватчиков.
антонида и богдан обращаются к ивану сусанину дать благословение на их свадьбу, однако старик отказывает в просьбе влюбленных: «нынче не до свадеб. время боевое! ».
действие второетем временем сигизмунд iii устраивает роскошный в честь своей победы. окрыленные воинским успехом, поляки предвкушают райскую жизнь за счет награбленных богатств.
во время всеобщего ликования посол приносит королю дурные вести. во главе с мининым оказывают сопротивление полякам. польский отряд осажден в москве, а оставшееся войско в панике разбегается.
действие третьеваня мастерит себе деревянное копье, мечтая поскорее повзрослеть и встать на защиту своей родины. в избу входит сусанин и сообщает, что неподалеку в лесу минин со своей дружиной разбил лагерь.
богдан и антонида заняты приготовлениями к долгожданной свадьбе. в дом сусаниных заходят крестьяне, чтобы поздравить будущих новобрачных. когда гости расходятся, неожиданно в сени врываются польские воины и требуют старика отвести их к минину.
поначалу крестьянин отказывается, но затем в его голове созревает коварный план – обманом завести поляков в лесную глушь и там их погубить. он тихонько дает наставление ване – мчаться как можно быстрее к ополченцам и об опасности, а сам уводит врагов в лес.
когда в избу приходят подруги антониды, заплаканная девушка сообщает им о случившейся беде. богдан с крестьянами отправляется на сусанину.
действие четвертоепоздно ночью ваня прибегает к ополченцам, и сообщает минину о нападении поляков. встревоженные воины тут же собираются в поход.
тем временем сусанин все дальше уводит врагов вглубь непроходимой лесной чащи. старик понимает, что час его близок и мысленно прощается с детьми.
утомленные поляки подозревают неладное. они выпытывают у сусанина, куда он их завел, на что отважный крестьянин отвечает, что завел их туда, где им придется «голодной смертью помирать». в гневе поляки убивают сусанина.
эпилогликующие толпы народа спешат на красную площадь, церковные колокола оглушают округу праздничным звоном. среди радостных людей выделяются грустные антонида, богдан и ваня.
один из воинов спрашивает о причине их грусти, на что ваня рассказывает ему о героическом подвиге своего отца. воины утешают мальчика словами: «вечно в памяти народной будет жить иван сусанин».
народ появление своих героев – минина и , звучат хвалебные песни в их адрес.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
17. какому музыкальному инструменту древней руси подражает арфа в произведении в.г.кикты «фрески софии киевской»? 18. впиши название музыкального жанра.1. - жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки.2. - (слово французского происхождения, на латинском языке означает - танцую) - вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах.3. - (музыкальная комедия) – развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография и современный танец, драма и изобразительноеискусство.19. распредели инструменты соответственно составу оркестра1. фагот 9. свирель2. кларнет 10. труба3. контрабас 11. гусли4. жалейка 12.домра5. виолончель 13. скрипка6. баян 14.7. рожок8. валторнасимфонический оркестр народных 20. соедини музыкальный жанр с названием произведения. «александр невский»опера –былина «кошки»кантата «садко»мюзикл «щелкунчик»
ответ:
объяснение:
1 уровень
1. жанр вокальной музыки:
а) симфония б) песня в) соната
2. камерное вокальное произведение, для голоса с инструментом:
а) соната б) опера в) романс
3. произведение а.к.лядова, основой которого стало одно из сказаний народа:
а) симфоническая миниатюра «кикимора»
б) симфоническая сюита «шехеразада»
в) симфония действо «перезвоны»
4. родоначальник классической музыки:
а) ф.шуберт б) м.и.глинка в) ф.шопен
5. автор кантаты «снег идёт», основой которого стало одноимённое стихотворение б.пастернака:
а) в.а.гаврилин б) п.и.чайковский в) .свиридов
6. краткое содержание оперы, , мюзикла, оперетты:
а) либретто б) увертюра в)
7. мюзикл эндрю ллойд уэббера:
а) «звуки музыки» б) «кошки» в) «юнона и авось»
8. жанр произведения с,с.прокофьева «александр невский»
а) б) опера в) кантата
9. главный образ в творчестве с.в.рахманинова:
а) родина б) борьба в) сказка
10. королева симфонического оркестра:
а) труба б) скрипка в) виолончель
2 уровень
11. произведение м.п.мусоргского созданное под впечатлением от просмотра выставки художника в.гартмана?
12. композитор, в творчестве которого тесно переплетаются жанры живописи, музыки, поэзии.
13. дирижёр симфонического оркестра «виртуозы москвы»?
14. автор маленькой трагедии «моцарт и сальери»?
15. композитор, автор оперы-былины «садко»?
16. вид церковного пения?
17. праздничный колокольный звон?
18. какому музыкальному инструменту древней руси подражает арфа в произведении в.г.кикты «фрески софии киевской»?
19. кем был никколо паганини?
20. французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке?
3 уровень
21. какому жанру изобразительного искусства родственен романс «островок» с.в. рахманинова?
22. состав инструментов произведения ф.шуберта «фореллен-квинтет»?
итоговый тест по музыке 5 класс
ii вариант
1 уровень
1. жанр симфонической музыки:
а) симфония б) песня в) соната
2. сценическое вокальное произведение:
а) соната б) опера в) романс
3. произведение н.а.римского-корсакова, основой которого стали сюжеты восточных сказок:
а) симфоническая миниатюра «кикимора»
б) симфоническая сюита «шехеразада»
в) симфония действо «перезвоны»
4. родоначальник польской классической музыки:
а) ф.шуберт б) м.и.глинка в) ф.шопен
5. автор симфонии действо «перезвоны», созданное под впечатлением от рассказов писателя, актёра и режиссёра в.м.шукшина:
а) в.а.гаврилин б) п.и.чайковский в) г.свиридов
6. инструментальное вступление к опере, , мюзиклу, оперетте:
а) либретто б) увертюра в)
7. мюзикл александра рыбникова:
а) «звуки музыки» б) «кошки» в) «юнона и авось»
8. жанр произведения п.и.чайковского «щелкунчик»:
а) б) опера в) кантата
9. главный образ в творчестве л.бетховена:
а) родина б) борьба в) эпос
10. солирующий инструмент оркестра джазовой музыки:
а) труба б) скрипка в) виолончель
2 уровень
11. произведение м.п.мусоргского созданное под впечатлением от просмотра выставки художника в.гартмана?
12. композитор, в творчестве которого тесно переплетаются жанры живописи, музыки, поэзии.
13. дирижёр симфонического оркестра «виртуозы москвы»?
14. автор маленькой трагедии «моцарт и сальери»?
15. композитор, автор оперы-былины «садко»?
16. вид церковного пения?
17. праздничный колокольный звон?
18. какому музыкальному инструменту древней руси подражает арфа в произведении в.г.кикты «фрески софии киевской»?
19. кем был никколо паганини?
20. французский композитор, основоположник импрессионизма в музыке?
3 уровень
21. какому жанру изобразительного искусства родственен романс «островок» с.в. рахманинова?
22. состав инструментов произведения ф.шуберта «фореллен-квинтет»?
ответы к итоговому тесту по музыке 5 класс
i вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
б
в
а
б
в
а
б
в
а
б
11. фортепианный цикл «картинки с выставки».
12. микалоюс чюрлёнис.
13. владимир спиваков.
14. а.с.пушкин.
15. н.а.римский-корсаков.
16. знаменный распев.
17. трезвон.
18. гусли.
19. композитор, скрипач-виртуоз.
20. клод дебюсси.
21. пейзаж.
22. скрипка, альт, виолончель, контрабас, фортепиано.
ii вариант
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
б
в
а
б
в
а
б
а
11. фортепианный цикл «картинки с выставки».
12. микалоюс чюрлёнис.
13. владимир спиваков.
14. а.с.пушкин.
15. н.а.римский-корсаков.
16. знаменный распев.
17. трезвон.
18. гусли.
19. композитор, скрипач-виртуоз.
20. клод дебюсси.
21. пейзаж.
22. скрипка, альт, виолончель, контрабас, фортепиано.