ЭТЮДОМ НАЗЫВАЕТСЯ ПЬЕСА, ПРЕДНАЗНАЧЕННАЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ИГРЫ НА ТОМ ИЛИ ИНОМ ИНСТРУМЕНТЕ. ЭТЮДЫ Ф. ЛИСТА ИМЕННО СЛУЖАТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ. ЭТО ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, МАСШТАБНЫЕ, ГЛУБОКИЕ, ПОД СИЛУ ЛИШЬ ОЧЕНЬ ОРОШИМ ПИАНИСТАМ.
ЭТЮДЫ Ф. ШОПЕНА ТОЖЕ СТАВЯТ ПЕРЕД СОБОЙ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ЗАДАЧИ В РАЗВИТИИ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ. В ТВОРЧЕСТВЕ ШОПЕНА ЭТЮДЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ГЛУБОКИЕ ПО МЫСЛИ КОНЦЕРТНЫЕ ПЬЕСЫ, КОТОРЫЕ ВСТАЛИ В ОДИН РЯД С ЕГО , СКЕРЦО И ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ. ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ПОЭТИЧНОСТЬЮ, МЯГКОСТЬЮ, ЗАДУШЕВНОСТЬЮ, НАПЕВНОСТЬЮ
И тот, и другой этюд изображают разбушевавшуюся стихию. Но у Листа музыка изображает снежную Метель, а у Шопена - буря в душе.
Этюд №12 Шопена - так называемый Революционный. Шопен сочинил его когда узнал, что Польское восстание подавлено Российской империей. В этюде Шопена - тревога, гнев и ярость за судьбу своей родины. Это очень личная музыка. Этот этюд был написан не для того, чтобы изумлять слушателей на концертах.
А вот этюд Листа - один из его трансцендентных этюдов. Это как раз блестящая концертная пьеса, в которой используется звукоизображение. Здесь на первом месте именно эффектность, блеск исполнения. Эта пьеса предназначена именно для исполнения на большой концертной сцене.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Две основные черты эпохи романтизма
В своем воображении романтики преображали неприглядную действительность или же уходили в мир своих переживаний. Разрыв между мечтой и действительностью, противопоставление прекрасного вымысла объективной реальности лежали в основе всего романтического движения.
Романтизм впервые ставит проблему языка искусства. “Искусство – язык совсем иного рода, нежели природа; но и в нем заключена та же чудесная сила, которая столь же тайно и непонятно воздействует на душу человека” (Вакенродер и Тик) . Художник – толкователь языка природы, посредник между миром духа и людьми. “Благодаря художникам человечество возникает как цельная индивидуальность. Художники через современность объединяют мир с миром будущим. Они являются высочайшим духовным органом, в котором встречаются друг с другом жизненные силы своего внешнего человечества а где внутреннее человечества проявляется прежде всего”(Ф. Шлегель) .
Однако романтизм не был однородным течением: его идейное развитие шло в различных направлениях. Среди романтиков были реакционно настроенные писатели, приверженцы старого режима, которые воспевали феодальную монархию и христианство. С другой стороны, романтики с прогрессивным мировоззрением выражали демократический протест против феодального и всяческого гнета, воплощали революционный порыв народа к лучшему будущему.
Романтизм оставил целую эпоху в мировой художественной культуре, его представителями были: в литературе В. Скотт, Дж. Байрон, Шелли, В. Гюго, А. Мицкевич, и др. ; в изобразительном искусстве Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Рунге, Дж. Констебл, У. Тернер, О. Кипренский и др. ; в музыке Ф. Шуберт, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен и др. Они открыли и развили новые жанры, обратили пристальное внимание к судьбам человеческой личности, раскрыли диалектику добра и зла, мастерски раскрыли человеческие страсти и др.
Виды искусства в своей значимости более или менее уравнялись и дали великолепные произведения искусства, хотя романтики в лестнице искусств первенство отдавали музыке.