в 1829 году шопен решает завести специальный альбом, в него он по традиции своей эпохи он задумывал собирать автографы друзей. в итоге вышло так, что этот альбом стал ещё и сборником собственных записей шопена. он после смерти композитора хранился в варшаве, позже был перевезён захватившими польшу немцами в библиотеку красиньских. в 1944 году вместе с другими шопеновскими документами, собранными в этой библиотеке, дневник сгорел. в настоящий момент доступна фотокопия альбома. с 14 по 20 страницы документа включают записи, которые шопен сделал в период его нахождения в штутгарте в сентябре 1831 года. записи в настоящее время называются «штутгартский дневник».
записи появились в «штутгартском дневнике» тогда, когда композитор узнал о том, что польское восстание было подавлено войсками и о взятии варшавы. в штутгарте шопен не знал о судьбе своих близких. известие о том, что родные и близкие люди шопена не пострадали, композитор получил уже в париже.
в своём дневнике шопен писал в эмоциональном духе, допуская богохульство и желая мести российской империи. больше никогда он в подобном духе не писал. в сентябре 1831 года он сделал в числе прочих следующие записи:
отец, мать, дети, всё, что мне всего дороже, где вы? — может быть, уже трупы? …писал предыдущие страницы, ни о чём не зная, — что враг в доме — предместья разрушены — ясь! — вилюсь, наверное, погиб на баррикадах — марцелия вижу в плену — благородный совиньский в руках этих негодяев! о боже, ты есть! есть и не мстишь! или ещё недостаточно тебе московских злодеяний — или — или же ты сам москаль! …а я здесь — я здесь с пустыми руками — иногда лишь стону, на фортепиано — отчаяние — и что дальше? — боже, боже! разверзи землю, пусть поглотит она людей этого века. пусть терзают жесточайшие муки французов, которые не пришли нам на .[1]в это время шопен задумал свой этюд до-минор, opus 10, № 12. этюд был написан в париже в сентябре 1831 года. впервые издан в париже нотоиздателем а. лемуаном в июне 1833 года. ференц лист, которому были посвящены все 12 этюдов opus 10, стал называть этот этюд «революционным».
2. музыкажанр этюда у других композиторов в основном означает «». в творчестве фридерика шопена этот жанр имеет иное значение. несмотря на то, что все его этюды развивают какой-либо один тип фортепианной фактуры (октавная техника, двойные интервалы, арпеджио и другие), каждый их его этюдов представляет собой законченную пьесу, гармонически и мелодически яркую и запоминающуюся.
начинается революционный этюд с диссонанса — доминантсептаккорда, играемого правой рукой, после которого из среднего в низкий регистр следует пассаж, который исполняется левой рукой. это два ключевых элемента этюда, в основе которого — пассажи (арпеджио) левой руки и аккорды в правой.
шопен в этюде использует в мелодии ритм национального польского танца — полонеза. этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы. за 30 лет до этого людвиг ван бетховен, передавая в музыке дух революционной борьбы, написал «патетическую сонату», во вступлении первой части которой звучит тот же мотив, что и позже у шопена, схож и ритм данных мелодических отрезков. причём оба произведения написаны в одной тональности — до-минор.
в 1895 году композитор александр скрябин написал этюд opus 8 № 12 ре-диез минор, который, при совершенно ином стиле музыки (характерные для скрябина приёмы изложения фактуры, сложная полиритмия, гармоническое мышление), начинается с той же ритмоформулы, которая была и в до-минорном революционном этюде шопена. этот этюд также известен, как революционный.революционный этюд — этюд для фортепиано до минор, opus 10, № 12, написанный польским композитором фредериком шопеном во время восстания в польше 1830 года против самодержавия.Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Утональності фа мажор побудувати т64 д53 д7 тн с64 т53