Музика відображає не лише те, що ми чуємо, а й те, що бачимо, відчуваємо. Враження від побаченого поєднуються в нашій уяві з почутими враженнями, які ми співвідносимо за схожістю та контрастом. Звучання музичних інструментів різного тембру та в різних регістрах створюють зорові уявлення: високий ніжний голос флейти здається світлим, низьке звучання контрабаса – похмурим і темним.
Засоби виразності музичного та образотворчого видів мистецтв також мають спільні точки зіткнення: в образотворчому мистецтві вживають вираз «кольорова гама», а в музичному – «звукова палітра»; голосну силу звука (динаміку) в музиці іноді називають «яскравим звуком», а в живописі є «звучний колір». Також спільними є поняття «ритм», «композиція», тощо.
За вас на виставку творчості Т.Г.Шевченка. Ми відвідаємо чотири зали і в кожній ознайомимося з певним видом образотворчого мистецтва та особливостями його взаємозв’язку з музикою.
ОбъяснеВ 1804 году Бетховен закончил Третью симфонию Es-dur op. 55. Ее появление знаменовало собой переворот в искусстве классицизма. «В этой симфонии... раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена» (Чайковский). В ней композитор окончательно преодолел зависимость от эстетики своих предшественников и нашел свой, индивидуальный стиль. Третья симфония – гениальное симфоническое воплощение образов революционной борьбы и победы. Бетховен намеревался посвятить ее Наполеону, который был для него в те годы идеалом народного вождя.
В марте 1804 года симфония была закончена, и на титульном листе рукописи стояло заглавие:
«Большая симфония... Бонапарте».
Но когда жители Вены узнали о том, что Наполеон провозгласил себя императором, Бетховен, возмущенный предательством того, кто ему казался героем революции, отказался от своего посвящения. На новом листе вместо прежнего заглавия появилась краткая надпись: «Eroica» («Героическая»).
Первое публичное исполнение «Героической симфонии в холодной, почти враждебной обстановке. Аристократическую аудиторию шокировала «грубая» сила этой симфонии, ее подчеркнутая жесткость.
Но некоторое недоумение испытывала и часть демократической публики, которая впоследствии подняла на щит творчество Бетховена. Симфония казалась бессвязной, слишком длинной и утомительной. Автора упрекали в оригинальничании, советовали ему вернуться к манере своих ранних произведений.
В этих первых впечатлениях большую роль сыграли необычайная глубина и сложность произведения, отнюдь не рассчитанные на силу непосредственного, мгновенного воздействия. Современная Бетховену публика была слишком озадачена стилистической новизной Третьей симфонии и не сумела охватить ее гигантскую архитектонику, понять логику Музыкально-драматургического развития.
Интонационный склад «Героической», принципы формообразования, неожиданное разнообразие выразительных средств, необычно резких, беспокойных, как бы нарочито лишенных изящества и изысканности, – все в этом произведении ошеломляло и пугало своей новизной. Только впоследствии более чуткие и передовые слушатели уловили грандиозный план Третьей симфонии, ее внутреннее единство и мощную выразительность.
Смелость и сложность идейного замысла нашли непосредственное отражение в новаторстве музыкальных приемов.
Единство замысла проявляется уже в структуре симфонического цикла. Идея произведения, которую можно было бы назвать «гражданской драмой», развертывается постепенно. Каждая из четырех традиционных частей воспринимается как действие единой драмы с кульминацией в конце.
В первой части, Allegro con brio, Бетховен создает картину титанической, напряженной борьбы. Вторая часть, «Похоронный Марш», дает ее трагический аспект. Третья, Скерцо, – своеобразный переход от эмоциональной напряженности первых двух «действий» к жизнедеятельной, радостной атмосфере финала. Четвертая часть – апофеоз. Героическая борьба завершается победоносным ликованием.
кто так
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Ре минор t53 d64 t6 s53 s6 t64 d53 d6 t53
T53 ре-фа-ля
D64 ля-ре-фа
T6 фа-ля-ре
S53 соль-си бемоль-ре
S6 си бемоль-ре-соль
T64 ля-ре-фа
D53 ля-до-ми
D6 до-ми-ля
T53 - ре-фа-ля