XX век – эпоха больших преобразований в мировой культуре, в частности, музыкальной. С одной стороны, повлияли обе мировые войны и множество революций - общее неспокойное положение в мире.
С другой стороны –прогрессирующее на глазах технологическое развитие привело к созданию кардинально новых жанров, стилей, направлений музыкального выражения. Несмотря на это, некоторые композиторы XX века не отказывались от традиционных классических форм и развивали и обогащали данный вид искусства. В рамках этой статьи речь пойдет о таких новаторских композиторских школах и композиторах, как
Ново-венская школа и ее представителиКомпозиторы «Французской шестерки»Композиторы-авангардистыНово-венская школаОдним из первых новаторов в начале XX века является австрийский композитор Арнольд Шенберг, который возглавил Ново-венскую школу и создал додекафонную систему. Его ученики и последовали – Альбан Берг и Антон Веберн - полностью отказались от тональной системы, таким образом создали атональную музыку, что означает отказ от тоники (главного звука). Исключением являются последние произведения А. Берга. Композиторы-атоналисты в основном сочиняли в экспрессионистском стиле, на котором лежат отпечатки жестоких потрясений человечества от потерь близких во время войны, голода, холода, нищеты. Атональная система в течение некоторого времени исчерпала себя, однако и в дальнейшем, на протяжении всего XX века и по сей день, многие композиторы пробуют свои силы, используя данную технику.
«Французскaя шестерка»Почти одновременно с группой Шенберга во Франции начинают действовать композиторы «Французской шестерки», объединенные общим мироощущением. Это А. Онеггер, Д. Мийо, Ф. Пуленк, Ж. Орик, Л. Дюрей, Ж. Тайефер. Композиторы «Шестерки» хотели сделать музыкальное искусство доступным для представителей всех слоев населения. Тем не менее, их музыка оказалась в одном ряду со многими классическими произведениями. Композиторы «Шести» в своих произведениях пропагандировали направление урбанизма, связанного с ростом городов и высокотехнологического прогресса XX века. Использование в произведениях различных шумовых эффектов (особенно в произведениях А. Онеггера) – гудков, ритма паровоза и др.- своеобразная дань направлению урбанизации.
Авангард 50-хВ 50-х годах столетия на арене появляются композиторы-авангардисты П.Булез (Франция), К.Штокхаузен (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия). Музыка для этих композиторов превращается в поле для экспериментов, где большее внимание уделяется конструкции звукового ряда, нежели самому содержанию музыкального полотна. Особое место в их творчестве занимает сериальная техника, которая берет начало из додекафонной системы и доводится до апогея. Создается тотальный сериализм – в этой технике письма сериальность отражается на всех элементах музыкального целого (ритм, мелодия, динамические оттенки и др.). Композиторы авангарда являются также основоположниками электронной, конкретной, минимальной музыки и техники пуантилизма.
Выше представлен небольшой перечень музыкальных стилей, направлений, музыкального выражения, посему можно представить, какое разнообразие несет в себе этот интересный, многослойный и многоликий XX век
Действие первое
Картина первая. Летний сад
Женщины радуются весеннему солнечному дню, мужчины говорят о вчерашней игре в карты. Появляется мрачный Герман. Он рассказывает Томскому о своей безнадёжной любви к незнакомке. Князь Елецкий сообщает о с внучкой Графини и представляет друзьям Лизу. Герман с отчаянием узнаёт в девушке свою возлюбленную. Встреча с незнакомцем страшит Графиню и Лизу. Томский рассказывает историю Графини: она обладает тайной трёх карт, которые всегда приносят выигрыш. Открыть эту тайну она может лишь ценой собственной жизни. Начинается гроза. Герман клянется добиться любви Лизы или умереть.
Картина вторая. Комната Лизы
Подруги поздравляют Лизу с Печаль невесты не могут рассеять ни любимый романс, исполненный Полиной, ни веселая плясовая. Наконец оставшись одна, Лиза признаётся себе, что её чувствами овладел таинственный незнакомец. Внезапно появляется Герман. С трепетом внимает Лиза его искренним признаниям. Неожиданное появление Графини прерывает свидание, воскрешая в памяти Германа рассказ Томского... Готовность Германа к смерти сменяется жаждой жизни. Он молит Лизу о сострадании, и она не в силах более противиться своему чувству.
АНТРАКТ
Действие второе
Картина третья. Бал
Приятели весь вечер разыгрывают Германа, напоминая о трёх картах. Елецкий изливает безмолвной Лизе свои чувства. Гости разыгрывают интермедию «Искренность пастушки». Назначая свидание, Лиза передает Герману ключ. Он может попасть к ней через спальню Графини. Герман видит в этом знамение судьбы: сегодня он овладеет заветной тайной. Гости с волнением ждут появления Императрицы.
Картина четвёртая. Спальня Графини
Герман направляется в комнату Лизы, но останавливается у портрета Графини. Предчувствуя роковую встречу, он прячется за зеркалом. В сопровождении приживалок входит Графиня. С восторгом она вспоминает об ушедшей блестящей эпохе. Внезапно перед ней появляется Герман и просит открыть тайну. Не добившись ответа, он угрожает пистолетом. Графиня умирает. Появляется Лиза. С ужасом слышит она слова Германа: он здесь, чтобы узнать тайну трёх карт. Лиза гонит возлюбленного прочь. Потеряв надежду узнать тайну, Герман теряет рассудок.
АНТРАКТ
Действие третье
Картина пятая. Казарма
Герман перечитывает записку. Лиза не верит, что он виновен в смерти Графини, и просит его о встрече. В больном воображении встаёт картина похорон Графини. Охваченному страхом Герману мерещится её призрак, звучит голос: «Тройка. Семёрка. Туз».
Картина шестая. Набережная
Лиза измучена ожиданием. Наконец появляется Герман. Он предлагает возлюбленной бежать в игорный дом. Лиза с ужасом слышит его безумный бред. Одержимый идеей выигрыша, он отстраняет Лизу и убегает. В отчаянии Лиза гибнет.
Картина седьмая. Игорный дом
Появившийся Герман привлекает внимание игроков: он впервые намерен играть. Две карты – тройка и семёрка, – выигрывают. Его везение вызывает у всех удивление и страх. Упоённый победой, Герман ставит всё на третью карту. Вызов принимает князь Елецкий. Вместо заветного туза в руках Германа оказывается пиковая дама. В ней ему чудится дьявольская усмешка графини. Герман сводит счёты с жизнью. В минуту последнего просветления перед ним возникает чистый образ Лизы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какими особенностями обладает кинематограф?