Петр Ильич Чайковский родился 7 мая (25 апреля) 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии. Отец Чайковского, Илья Петрович, был горным инженером, начальником Камско-Воткинского завода. Мать композитора звали Александра Чайковская, в девичестве она носила фамилию Ассиер. Петр был ее самым младшим ребенком. Петр Чайковский рос болезненным и чувствительным. Его начальное образование было домашним. Учиться будущий композитор начал по собственной инициативе, вместе со своими братьями и сестрой, когда ему не было еще и пяти лет. 1850 год – Чайковский поступает в пансион, после окончания которого отправляется в Петербург. 1852 год – поступление в Петербургское Училище правоведения. 1854 год – первые музыкальные опыты Чайковского в качестве композитора. Он с детства любит играть на фортепиано, берет уроки у композитора Кюндингера, но особыми музыкальными не отличается. 1859 год – окончание училища. Петр Чайковский становится чиновником Департамента юстиции и начинает государственную службу. 1860 год – первое опубликованное музыкальное сочинение, романс на итальянский текст. 1861 год – Чайковский путешествует по Западной Европе. Во время поездки окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Особенно его интересует гармония. 1862 год – в Петербурге открывается консерватория, и Петр Чайковский поступает туда с первым набором студентов. Уже через год он принимает решение оставить государственную службу, чтобы ничто не отвлекало его от любимого занятия – музицирования, сочинения мелодий. Преподавателем композиции и оркестровки у Чайковского был Антон Рубинштейн, директор Петербургской консерватории. Еще студентом Чайковский создает несколько произведений, в том числе увертюру «Гроза» по пьесе А.Н. Островского, кантату «К радости» на стихи Ф. Шиллера – это его выпускное сочинение. 1866 год – сразу после окончания консерватории (с серебряной медалью) талантливому выпускнику предложено стать профессором гармонии в только что открытой Московской консерватории. Чайковский принимает приглашение. Его педагогическая деятельность продлится 12 лет. В этом же году композитор пишет Первую симфонию («Зимние грезы»), сочиняет оперу «Воевода». Спустя некоторое время появляется вторая опера, «Ундина».
ОПЕРЫ
«Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872)
«Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. — «Черевички» (1885)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Чародейка» (1887)
«Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)
БАЛЕТЫ
«Лебединое озеро» (1876)
«Спящая красавица» (1889)
«Щелкунчик» (1892)
МУЗЫКА К ТЕАТРАЛЬНЫМ СПЕКТАКЛЯМ
«Снегурочка» (1873)
Биография П. И. Чайковского.
Пётр Чайковский родился 7 мая 1840 года в дворянской семье в Воткинске Вятской губернии. Отец будущего композитора, горный инженер Илья Чайковский, был директором местного завода, а мать Александра Ассиер – пианисткой. Первоначальное образование Чайковским было получено дома. Затем Пётр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения Петербурга. Творчество Чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. Смерть матери в 1862 году сильно повлияло на ранимого ребёнка. После окончания училища в 1859 году Пётр стал служить в Департаменте юстиции. В свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер Моцарта и Глинки. Проявив склонность к сочинению музыки, Чайковский становится студентом консерватории Петербурга. Дальнейшие занятия в жизни Петра Ильича у великолепных преподавателей Н. Зарембы, А. Рубинштейна во многом формированию музыкальной личности. После окончания консерватории композитор Чайковский был приглашен Николаем Рубинштейном (братом преподавателя) в Московскую консерваторию на должность профессора. Многие концерты Чайковского были написаны во время работы в консерватории. Опера «Ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. Лишь небольшая часть ее позже была представлена как балет Чайковского «Лебединое озеро».
Стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, Чайковский решил жениться на студентке консерватории Антонине Милюковой. Не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. С тех пор супруги жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств. В 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. В то же время Чайковский близко общается с Надеждой фон Мекк – богатой поклонницей его музыки. Она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
За двухлетнее время проживания в Италии, Швейцарии появляются новые великолепные произведения Чайковского – опера «Евгений Онегин», Четвертая симфония. В мае 1878 года Чайковский делает вклад в детскую музыкальную литературу – пишет сборник пьес для детей под названием «Детский альбом».
После материальной Надежды фон Мекк, композитор много путешествует. С 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. В частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты. Основные музыкальные произведения П. И. Чайковского: "Лебединое озеро", "Концерт для фортепиано с оркестром № 1", "Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35", "Симфония № 6", "Времена года", "Ромео и Джульетта" и "Евгений Онегин".
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какой нарисовать рисунок, на прослушанную 2 часть симфонии №4 п.и. чайковского?
Симфония №4, часть 2 - andantino, in modo di canzona (в стиле канцоны).
Чтобы нарисовать рисунок по музыкальному произведению, нужно:
а) послушать его;
б) определиться с цветовой гаммой (для этого прислушиваемся и улавливаем общее настроение произведения);
в) понять, с чем ассоциируется музыка, какие мысли и эмоции она вызывает.
Попробуем описать музыку
Часть написана в минорном ладу (си-бемоль минор). . Музыка второй части симфонии тягучая и меланхоличная, основную роль играет гобой. Слышны "просветления", исполняемые духовыми инструментами. Вступают и струнные инструменты, звучит радостная кульминация, ликование. Затем мелодия возвращается в такому же настроению, как и в начале части.
Цвета - синий, темно-зеленый; желтый, оранжевый; фиолетовый, теплый коричневый.
Можно нарисовать абстракцию, где в середине будет яркими лучами играть радость, а по краям от нее - грусть и безнадежность. Это будет и симметрично, и отвечать строению части.
Можно также нарисовать солнце, которое пытается пробиться через тяжелые, огромные ветви многовековых елей, но у него не получается, и лес остается во тьме.
Или путника, который провел долгое время в пустыне. Он бродит по ее бескрайним просторам с целью найти убежище. Вода на исходе, песок обжигает ноги. Тут он видит островок надежды - оазис! Счастью путника нет предела, в нем просыпаются новые силы, и он бредёт до оазиса час, два, три...до тех пор, пока он не понимает, что это был мираж.