ГАВРИЛИН ВАЛЕРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
17 августа 1939, Череповец, Вологодская область — 28 января 1999, Санкт-Петербург.
Композитор.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (25.05.1979).
Народный артист РСФСР (2.04.1985).
Закончив 7 классов средней школы, поступил в Вологодское музыкальное училище на дирижёрско-хоровое отделение. В это время в училище работала Государственная экзаменационная комиссия, возглавляемая доцентом Ленинградской консерватории И. М. Белоземцевым, который его прослушал и рекомендовал к поступлению в Ленинградскую Специальную музыкальную школу-десятилетку при консерватории. В 1953 году был принят в эту школу в класс кларнета (педагог М. А. Юшкевич) в 7-й класс и сразу же стал заниматься композицией у С. Я. Вольфензона и игрой на фортепиано у Е. С. Гугель.
В 1958 году поступил в консерваторию, которую окончил в 1964 году по специальности музыковеда-фольклориста (руководитель — профессор Ф. А. Рубцов) и по классу композиции профессора О. А. Евлахова. У него же, после окончания консерватории занимался в аспирантуре.
С 1964 года вёл класс композиции в Музыкальном училище при Ленинградской консерватории. С 1965 года — член СК СССР.
Похоронен в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Вологодская филармония носит имя Гаврилина.
Сочинения:
БалетыАнюта, либретто А. А. Белинского по А. П. Чехову. постановка В. В. Васильева (1982)Дом у дороги, либретто А. А. Белинского по поэме А. Т. Твардовского (1984)Подпоручик Ромашов по А. И. Куприну (1985)Женитьба Бальзаминова по А. Н. Островскому (1989)ОперыМоряк и рябина (1968)Семейный альбом (1969)Пещное действо (1970)Так женился Копачи, музыкальная комедия по пьесе Л. ТабиСимфонические произведения
Тараканище, симфоническая сюита (1963)
Увертюра C-dur для симфонического оркестра (1964)
Адажио для струнного оркестра (1964)
Свадебная, симфоническая сюита № 1 (1967)
Театральный дивертисмент, симфоническая сюита № 2 (1969)
Русская, симфоническая сюита № 3 (1970)
Французская, симфоническая сюита № 4 (1973)
Портреты, симфоническая сюита № 5 (1979)
Памяти Батюшкова, вальс для симфонического оркестра (1981)
Анюта, симфоническая сюита № 6 (1982)
Дом у дороги, симфоническая сюита № 7 (1984)
Камерно-вокальные произведения
О любви, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. В. Шефнера (1958)
Сатиры, вок. цикл для голоса и ф-но на сл. A. Григулиса (1959)
Немецкая тетрадь № 1, вок.цикл для голоса и ф-но на сл. Г. Гейне (1961)
Русская тетрадь, вокальный цикл для голоса и ф-но на народные тексты (1964)
Марина на слова М. Цветаевой (1967)
Времена года вок. цикл для голоса и ф-но на народные слова и стихи С. Есенина (1969)
Пьяная неделя, вокальный цикл для голоса и ф-но. Слова народные.
Три песни Офелии по В. Шекспиру, пер. Б. Пастернака (1971)
Немецкая тетрадь № 2, вокальный цикл для голоса и ф-но на сл. Г. Гейне (1972)
Вечерок, вок. цикл для 2-х голосов и ф-но. ч.1 «Альбомчик», слова народные, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1973); ч.2 «Танцы, письма, окончание», слова С. Надсона, И. Бунина, А. Ахматовой, А. Шульгиной и В. Гаврилина (1975)
Немецкая тетрадь № 3, вок.цикл для квартета голосов и ф-но на сл. Г. Гейне (1976) — не реализована.
Город спит, на слова А. Шульгиной (1978)
Простите меня, на слова А. М. Володина (1983)
Вокально-симфонические произведения
Скоморохи, действо для солиста, мужского хора, балета и симф.оркестра. Слова В.Коростылева (1967)
Военные письма, вокально-симфоническая поэма для солистов, детского и смешанного хоров и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1972)
Земля, вокально-симфонический цикл для свободного состава хора, солиста и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1974)
Здравица («Апофеоз»), кантата для смешанного хора и симфонического оркестра, слова В. Максимова (1977)
Заклинание, кантата для женского хора и симфонического оркестра. Слова А. Шульгиной (1977)
Свадьба, действо для солистки, смешанного хора, балета и симфонического оркестра. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина (1978—1982)
Перезвоны (По прочтении В. М. Шукшина), хоровая симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Слова народные, А. Шульгиной и В. А. Гаврилина (1978—1982)
Пастух и пастушка, действо для солистов, большого хора, смешанного инструментального ансамбля. По В. Астафьеву (1983), не осуществлено до конца.
Хоровые произведения (a cappella)
Люди мира (на слова С.Васильева) (1962)
Мы говорили об искусстве, кантата для смешанного хора a cappella на собственные слова (1963)
Памяти павших, хоровой цикл (1963)
Дон капитан, концертное рондо для смешанного хора, слова Р. Баранниковой (1969)
Припевки, для смешанного хора, слова народные (1972)
Камерно инструментальные произведения
Три струнных квартета (1960, 1962, 1964)
Адажио в полифоническом стиле (1964)
Поэма для скрипки и ф-но (1963)
Соната для скрипки и ф-но (1964)
Соната для ф-но (1964)
Сочинения для ф-но в 2 руки (три тетради)
«Зарисовки» (цикл из 18-ти программных пьес) для ф-п в 4 руки (1970-е гг.) (CD с записью всех пьес в исп. Норы Новик и Раффи Хараджаняна — Рига-СПб)
Пётр Ильич Чайковский использовал в четвёртой части своей симфонии №4 тему русской народной песни (хороводной, якобы) "Во поле берёза стояла".
Все мы знаем эту милую народную песню. Только не все знают слов последних строф пени. Наверняка, не знают даже, что они есть. А песня-то представлена широкому слушателю не целиком. Заметьте, её исполняют нередко в начальных классах общеобразовательной школы. Привожу последние слова песни (без припева "лю-ли" и повторений) :
"Вот тебя умойся.
Вот тебе онуча -- утрися.
Вот тебе лопата
Вот тебе камень -- удавися"
общий смысл песни -- тяжёлая доля девушки, выданной замуж за нелюбимого пожилого человека.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Готовить сообщение о ф.шаляпине например где родился ? где выступал? где учился? и всё остальное рассказ краткий
Российские артисты
Шаляпин Фёдор Иванович (1873— 1938), певец.
Родился 13 февраля 1873 г. в Казани в семье мелкого служащего. Рано начал трудиться: работал резчиком по дереву, переписчиком бумаг, был подмастерьем у сапожника. С юных лет обладал уникальными вокальными данными. Пел в архиерейском хоре, подрабатывал статистом в оперном театре, пытался играть и в драматической.
Дебют Шаляпина как оперного певца состоялся 18 декабря 1890 г. на сцене Городского театра в Уфе — он исполнил партию Стольника в опере польского композитора С. Монюшко «Галька».
С этого момента начались скитания по городам и оперным труппам. В 1892 г. Шаляпин попал в Тифлис (ныне Тбилиси). Здесь его уникальные возможности оценил известный в городе музыкальный педагог Д. А. Усатов, у которого Шаляпин стал заниматься, одновременно выступая на сцене Тифлисского музыкального театра.
В 1894 г. Фёдор Иванович приехал в Петербург и начал петь в частной опере Панаева. 5 апреля 1895 г. он дебютировал в Мариинском театре в опере Ш. Гуно «Фауст», исполнив партию Мефистофеля.
Но настоящая слава и признание пришли к певцу на сцене Московской частной русской оперы, где Шаляпин по приглашению С. И. Мамонтова работал в 1896—1899 гг.
Его бас великолепно подходил для классических партий русского оперного репертуара: Иван Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова).
В 1901 г. по инициативе С. П. Дягилева Фёдор Иванович выехал в заграничное турне. 3 марта он с триумфом выступил на сцене миланского театра Ла Скала в заглавной партии в опере итальянского композитора А. Бойто «Мефистофель». С 1907 г. Шаляпин регулярно участвовал в Русских сезонах за границей, организованных Дягилевым в Париже. Он много пел в опере и концертировал, но никогда не отказывался выступать перед простой публикой, занимался благотворительностью.
В 1918 г. певцу присвоили звание народного артиста Республики.
В 1922 г. Шаляпин эмигрировал.
За границей он продолжал создавать яркие оперные образы и вёл большую концертную деятельность. Сделал множество записей, в конце 20-х гг. снялся в первом звуковом фильме «Дон Кихот».
Каждый оперный образ Шаляпин выстраивал не только как певец, но также как актёр и режиссёр. Он был первым русским певцом, который получил мировое признание.
Умер 12 апреля 1938 г. в Париже.
В 1984 г. прах певца был перенесён на Новодевичье кладбище в Москве