В пьесе «Утро» композитор описывает красоту пробуждающейся норвежской природы. В этом произведении мелодия напоминает норвежские народные пастушьи наигрыши – светлые, простые, по-северному сдержанные. Основную мелодию играют по очереди, перекликаясь, два инструмента – флейта и гобой, воспринимаемые как перекличку наигрышей свирели и рожка. Это создает ощущение широкого пространства, воздуха. С разговора этих инструментов начинается «Утро» Грига.
Предрассветную тишину оглашают чистые звуки пастушеской свирели. Прозрачная мелодия переходит от одного инструмента к другому. Звучность нарастает. Чистые гармонические краски (трезвучие - основной вид гармонии), яркие, неожиданные в сопоставлении друг с другом, воспринимаются как краски в живописном пейзаже. При каждом новом повторе наигрыша по-являются мелодические варианты, которые связывают сходные фразы в единую мелодию. Мы слышим, как поют птицы, шелестит листвой ветер. И, наконец, будто хлынули потоки солнечного света – так сверкает всеми красками оркестр. Музыка в начале спокойная, ласковая, нежная, добрая. А середина звучит восторженно, ярко. Когда слышишь теплый тембр струнных инструментов – скрипок и виолончелей, кажется, что сияющие лучи солнца блещут и переливаются. В насыщенном, широком по диапазону звучании струнной группы эта живописная музыка наполняется лиризмом, чувством радости, полноты жизнеощущения. Сам композитор образно говорил, что в этой музыке он хотел изобразить «солнце сквозь облака». Какими разноцветными, нежными и яркими красками-звуками нарисовал Григ эту чудесную картину. В конце музыка опять звучит, успокоено, заворожено, мечтательно и нежно. Несколькими штрихами Григ в конце пьесы расширяет конкретно-образные ассоциации: соло валторны и ходы, близкие к звучанию охотничьих рожков, легкие трели флейт - всё это воспринимается как лесные голоса, щебет птиц на фоне тишины, покоя утренней природы. В»Утре» Грига яркая красочная живопись природы соединяется с тонким лиризмом музыки.
takerra
09.01.2021
Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.«Хорошая живопись - это музыка, это мелодия», - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонарроти. Илья Ефимович Репин отмечал, что красочный колорит картин Рембрандта звучит, как дивная музыка оркестра. Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал «несомненной». Много общего между музыкой и живописью можно найти даже в терминах, которые употребляют музыканты и художники. И те и другие говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Примеры украинских хоров, только взрослых( мужских и женский, 7 шт, 10 или 15
мужские:''Прометей'',''Эдмонтон'',
женский:''Родники'',Миколаївський