Музыка находится в постоянном развитии. Она все время видоизменяется: приобретает новые формы, отличительные черты эпохи, в которой она была создана. Говорят, что о поколении можно судить по музыке, которая была в период его существования актуальна.
Классическая музыка называется таковой потому, что она в музыкальном мире выступает в качестве образца, идеала, которого многие даже современные музыканты-исполнители стремятся достичь. Классика — то, что популярно всегда. Мы возвращаемся к музыке прежних эпох, чтобы найти ответы уже на современные вопросы. В ней отражены вечные темы: любовь и ненависть, жизнь и смерть, борьба и смирение, которые поднимаются нами даже сейчас, спустя столько веков. Актуальность поднимаемых в музыке тем и определяют ее современность.
Сейчас музыка все чаще и чаще используется в развлекательных и коммерческих целях. Мы слышим ее в рекламе, ресторанах, парках.. Такая музыка, как правило, имеет запоминающийся мотив и направлена на поднятие настроения (и продаж). В наше время, когда технологии сделали значительный шаг вперед, создание музыки значительно облегчилось, ведь существуют программы нас от законов гармонии, которые под нашим нетрудозатратным руководством написать музыку сами! В итоге на создание одного произведения может уйти не один десяток лет, а один час. Это, безусловно, удобно. Но будет ли создавать такая музыка впечатление, будто в нее вложили душу, будто над созданием каждой ее ноты, каждой фразы ушло много душевных стараний? У каждого ответ на этот вопрос свой.
Ведь не секрет, что каждый выбирает любимую музыку в зависимости от своих предпочтений и от того, что человеку на данный момент требуется. И это прекрасно, когда у человека есть такая музыка, музыка души, слушая которую, его тело расслабляется и покрывается мурашками, а лицо озаряется улыбкой. Ведь музыка для того и создана, чтобы, трогая сердца людей, уносить их своими мелодиями как можно дальше от всех проблем. В современной музыке, безусловно, также есть множество "вечных" образцов, которые будут звучать в наших напевах еще долгое время. Музыка — искусство, распространяющееся во времени, а потому вечное. Поэтому пока такая (как, впрочем, и любая другая) музыка отвечает душевным потребностям и настроениям хотя бы одного человека, она будет жить и считаться современной.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как изменился жанр симфонии в современной музыке?
Я, кстати, не согласился бы, что закончился век симфонизма. Я бы уточнил, что закончился век большого симфонического стиля. Последние симфонии были написаны, условно говоря, Шостаковичем, и сейчас композиторы, работающие в этом жанре, это большие послесловия к тому, что делал Шнитке, то, что делает Сильвестров или Губайдулина. Если говорить о западноевропейской музыке, то вообще трудно найти какого-нибудь композитора, который называл бы свое произведение словом симфония. Сейчас начался такой разнобой частных, индивидуальных мировоззрений и ценностей, поэтому симфонический оркестр остался, но изменилось жанровое понимание той музыки, которая для него пишется. На самом деле, конечно, количество музыки, которое пишется для оркестра, сильно ограничено организационно-материальными возможностями. Как мы говорили раньше, материально-технической базой. Даже крупные фестивали современной музыки стали сейчас давать существенно меньше симфонических премьер, чем это было еще 20 лет назад. С другой стороны, даже у нас в стране, не самой щедрой в отношении поддержки современного искусства, на фестивале «Московская осень» осуществляется пяток симфонических премьер в год. Композиторы стали по-другому понимать оркестр, многие композиторы стараются трактовать оркестр не как универсальный аппарат, а делить его на группы.