Родился 6 июня 1903 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье переплётчика.
В 18 лет переехал в Москву. В 1929 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции М. Ф. Гнесина, а в 1934 г. — Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. Первая симфония (1934 г.), Фортепианный концерт (1936 г.) и первый балет «Счастье» (1939 г.) сразу принесли ему известность, даже славу.
В 1942 г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна. В 1943 г. композитор закончил Вторую симфонию. В 1944 г. написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР. В 1946— 1947 гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония.
В 1950 г. Хачатурян был приглашён преподавать в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в 1951 г. занял также должность профессора Московской консерватории. Он воспитал таких композиторов, как М. Л. Таривердиев, А. Я. Эшпай и многие другие.
В 1954 г. Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор закончил своё лучшее произведение — балет «Спартак». В 1959 г. Хачатурян стал лауреатом Ленинской премии; через год избран почётным членом Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и почётным профессором Мексиканской консерватории.
Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья, обретших новую жизнь в классических формах мирового музыкального искусства.
Умер 1 мая 1978 г. в Москве.
Хачатурян Арам Ильич (1903—1978), композитор, педагог.
Родился 6 июня 1903 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси) в семье переплётчика.
В 18 лет переехал в Москву. В 1929 г. окончил Музыкальное училище имени Гнесиных по классу композиции М. Ф. Гнесина, а в 1934 г. — Московскую консерваторию по классу композиции Н. Я. Мясковского. Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. Первая симфония (1934 г.), Фортепианный концерт (1936 г.) и первый балет «Счастье» (1939 г.) сразу принесли ему известность, даже славу.
В 1942 г. балет был переработан и поставлен уже под новым названием «Гаянэ». Именно для этого варианта был сочинён «Танец с саблями», ставший одним из самых популярных произведений Хачатуряна. В 1943 г. композитор закончил Вторую симфонию. В 1944 г. написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР. В 1946— 1947 гг. им созданы Виолончельный концерт и Третья симфония.
В 1950 г. Хачатурян был приглашён преподавать в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных, а в 1951 г. занял также должность профессора Московской консерватории. Он воспитал таких композиторов, как М. Л. Таривердиев, А. Я. Эшпай и многие другие.
В 1954 г. Араму Ильичу присвоили звание народного артиста СССР. В том же году композитор закончил своё лучшее произведение — балет «Спартак». В 1959 г. Хачатурян стал лауреатом Ленинской премии; через год избран почётным членом Национальной академии Санта-Чечилия в Риме и почётным профессором Мексиканской консерватории.
Огромное творческое наследие Хачатуряна привлекает прежде всего яркостью и самобытностью национальных мелодий Закавказья, обретших новую жизнь в классических формах мирового музыкального искусства.
Умер 1 мая 1978 г. в Москве.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Анализ С. Прокофьев «Мимолетности» (№ 1, 7, 10)
Каждая мимолетность и в самом деле отдельно взятый мир со своей особой реальностью (или, скорее, ирреальностью). Прокофьев создал необыкновенные миниатюры, некоторые из которых длятся всего 20 секунд. Эдакий флер, о полупрозрачности которого не успеваешь задуматься. Иной раз музыка исчезает еще до того, как ты успеваешь ее помыслить, и дело здесь, конечно, не только в ничтожном количестве отпущенного ей времени. Сама музыкальная ткань такова, что стелется перед тобой миражом в пустыне, и ты не понимаешь, почему он то появляется перед тобой, то снова исчезает нигде в своей фортепианной музыке Прокофьев так не близок символизму, как в Мимолетностях , особенно лирических. Миры Дебюсси, Равеля и Скрябина причудливо переплетаются, чтобы создать в конечном счете неповторимую вселенную Прокофьева с ее собственными ритмическими и гармоническими законами. Несмотря на то, что в момент написания Мимолетностей автор был совсем еще молод, его индивидуальность вполне определенно говорит о себе. И каким бы грубыми ни были внешние черты характера Прокофьева, в тонкости его мироощущения после знакомства с Мимолетностями сомневаться не приходится точно.
Я благодарен своему музыкальному другу, который сравнительно недавно познакомил меня с поздней записью Генриха Нейгауза. Под его пальцами Мимолетности звучат очень интимно и доверительно, он бережно обходится с этой музыкой, пропуская через сердце каждый аккорд. В быстрых эпизодах, должно быть, наиболее харАктерных, его инструмент не стучит и не громыхает, как нередко случалось у Рихтера, но их ритмический задор при этом никуда не исчезает.