родился петр ильич чайковский 25 апреля (7 мая) 1840 года в городе воткинск в многодетной семье инженера. в доме чайковского часто звучала музыка. его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
в биографии чайковского важно отметить, что уже в возрасте пяти лет он уже умел играть на фортепиано, еще через три года превосходно играл по нотам. в 1849 году семья чайковских переехала в алапаевск, а затем в санкт-петербург.
обучениепервоначальное образование чайковским было получено дома. затем петр два года занимался в пансионе, после чего – в училище правоведения петербурга. творчество чайковского в этот период проявлялось в факультативных занятиях музыкой. смерть матери в 1862 году сильно повлияла на ранимого ребенка. после окончания училища в 1859 году петр стал служить в департаменте юстиции.
в свободное время часто посещал оперный театр, особенно сильное впечатление на него оказали постановки опер моцарта и глинки.
проявив склонность к сочинению музыки, чайковский становится студентом консерватории петербурга. дальнейшие занятия в жизни петра ильича у великолепных преподавателей н. зарембы, а. рубинштейна во многом формированию музыкальной личности. после окончания консерватории композитор чайковский был приглашен николаем рубинштейном (братом преподавателя) в московскую консерваторию на должность профессора.
творческая и личная жизньмногие концерты чайковского были написаны во время работы в консерватории. опера «ундина»(1869) не была поставлена, автор уничтожил ее. лишь небольшая часть ее позже была представлена как чайковского «лебединое озеро».
стоит кратко отметить, что в 1877 году, чтобы избавиться от сплетен о своей нетрадиционной ориентации, чайковский решил жениться на студентке консерватории антонине милюковой. не испытывая к жене чувств, спустя несколько недель, он навсегда уехал от нее. с тех пор жили раздельно, они так и не смогли развестись в силу различных обстоятельств.
в 1878 году он покидает консерваторию и уезжает заграницу. в то же время чайковский близко общается с надеждой фон мекк – богатой поклонницей его музыки. она ведет с ним переписку, поддерживает его материально и морально.
за двухлетнее время проживания в италии, швейцарии появляются новые великолепные произведения чайковского – опера «евгений онегин», четвертая симфония.
в мае 1878 года чайковский делает вклад в детскую музыкальную – пишет сборник пьес для детей под названием «детский альбом».
после материальной надежды фон мекк, композитор много путешествует. с 1881 по 1888 года им было написано множество произведений. в частности, вальсы, симфонии, увертюры, сюиты.
наконец в биографии петра чайковского установился спокойный творческий период, тогда же автор сам смог дирижировать на концертах.
смерть и наследиеумер чайковский в петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 от холеры. его похоронили в александро-невской лавре в санкт-петербурге.
именем великого композитора названы улицы, консерватории в москве и киеве, а также прочие музыкальные учреждения (институты, колледжи, училища школы) во многих городах бывшего . в его честь установлены памятники, его именем назван театр и концертный зал, симфонический оркестр и международный музыкальный конкурс.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Что обозначает слово «фактура» в музыке? 2. Какие образные определения применимы к различным видам фактуры? 3. Почему в Первой песне Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова используется одноголосная фактура? 4. Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажите на примере романса «Сирень» С. Рахманинова.
ответ на вопрос: 1. Что обозначает слово «фактура» в музыке?
2. Какие образные определения применимы к различным видам фактуры?
3. Почему в Первой песне Леля из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова используется одноголосная фактура?
4. Как содержание музыкального произведения влияет на его фактурную запись? Расскажите на примере романса «Сирень» С. Рахманинова.
Объяснение:
1)Манера технической и художественной работы в музыкальном изложении у композиторов, или работа, контрапунктическая — в сочинении,отличающемся самостоятельностью и рельефностью каждого голоса; гармоническая — в которой преобладает аккордовое звукосочетание.
2) Этот ряд метафор обнаруживает присущее фактуре зрительное, живописное, пространственное начало.
3) Иногда одноголосное изложение мелодии используется композиторами для выражения красоты или своеобразия тембра: так, пастуший рожок солирует во вступлении к Первой песне Леля из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», вводя слушателя в атмосферу чудесной языческой сказки через звучание неповторимо своеобразного народного инструмента.
4) Живая красота образа, дыхание, живые краски и не повторимый облик, а самое главное - переживание образа, которое вносит в свою музыку композитор.