композитор вел тщательный учет всем произведениям, записывая в специальную тетрадь даже отдельные оперные номера под определенным артикулом. «реквием» был единственным сочинением, которое не было внесено в эту тетрадь рукой маэстро. этот факт породил множество домыслов, начиная с того, что «реквием» был написан значительно раньше автором (в 1784году), и заканчивая предположениями о том, что весь целиком принадлежит не ему.
вообще с 1874 года моцарт не написал ни одного опуса для церкви, за исключением «ave verum korpus». этот факт для многих исследователей является показателем того, что и «reqiem» он мог оставить лишь в наброске по причине того, что этот жанр якобы не вызывал у него творческого интереса. хотя по другой версии, предчувствие близкой гибели способствовало тому, что заказ не просто был взят в работу. композитор в этом произведении достиг неизведанной даже для себя глубины человеческого сострадания и в то же время музыка эта столь возвышенна и полна божественной красоты, что, , это единственный случай, когда смертный смог вознестись душой к богу в своем творчестве. и, как икар, после этого рухнул на землю.
на самом деле моцарт всю свою жизнь был глубоко верующим католиком, все предписания, он дружил с пастором-иезуитом, и причина острых противоречий с масонством, однажды развернувшая его на 180 градусов от тайной ложи, заключалась в антикатолических тенденциях последней. вольфганг был мыслителем и мечтал соединить то лучшее, что есть в религии с достижениями просвещенности ордена. тема духовной музыки была близка ему даже более других.
впрочем, самый известный случай, связанный с гениальными способностями моцарта-вундеркинда, отсылает к столкновению с церковным каноном. в 1770 году вольфганг посещает ватикан. время совпадает с моментом исполнения «miserere» грегорио аллегри. партитура произведения строго засекречена, под страхом отлучения от церкви запрещено ее копирование. для предотвращения возможности запоминания на слух сочинение исполняют раз в год на страстную неделю. это сложное по форме и гармонизации произведение для 2-х хоров из 4-х и пяти голосов продолжительностью более 12 минут. 14-летний вольфганг после единственного прослушивания запомнил и записал партитуру целиком.
18 ноября 1791 года в новой ложе ордена «вновь венчанная надежда» звучит маленькая кантата, созданная им специально по случаю, дирижирует маэстро. объем ее – 18 листов, на 18-й день после освящения, 5 декабря, моцарт умирает. вновь зловещее число «18» играет роковую роль в его судьбе и подает тайные знаки.реквием
расследования и доказательства подлинности нот мессы ре-минор ведутся до сих пор. теперь уже, когда все участники тех событий мертвы, правды не установить. но справедливы слова констанцы, которая писала в 1827 году: «даже если допустить, что зюсмайр полностью все написал по указаниям моцарта, все равно реквием остался бы работой моцарта».
в первую годовщину трагедии 11 сентября, случившейся в сша в 2011 году, по всей планете исполнялся «реквием» моцарта. ровно в 8: 46 (время первой атаки самолета на башню-близнеца) вступил коллектив из первого часового пояса (япония), затем через час – следующий часовой пояс и коллектив. таким образом, «реквием» звучал весь день непрерывно. выбор именно этой траурной мессы не случаен – оборвавшаяся внезапно и столь трагически жизнь моцарта, так и не успевшего дописать произведение, ассоциируется с безвременной кончиной сотен жертв теракта
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Доклад по музыке на тему космический пейзаж в музыке. вообще не знаю что писать, нужно примерно на 2 листа а4.
краткое содержание оперы
на пиру молодой гусляр садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. садко не по нраву именитым купцам. «зелен нас учить, молод нас корить! ». с угрозами изгоняют они садко с пира.
садко уходит к ильмень-озеру. на берегу садится на белгорюч камень. играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. на озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. среди них - прекрасная волхова, дочь морского царя. очарованный красотой морской царевны, садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. на рассвете волхова покидает садко, пообещав ему волшебный подарок - три рыбки - «золото перо». «закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края». в раздумье возвращается садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена - любава буслаевна.
на пристани, у ильмень-озера, садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод ильмень-озера три рыбки - «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок - купцы вольны снять голову с плеч садко.
купцы согласны. сеть закинута - и когда её вытаскивают, то садко вынимает из неё три рыбки - «золото перо». молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат - вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.
садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.
много лет плавал садко по морям-океанам. но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой. это морской царь требует выкупа. дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а сокол-то корабль один на море стоит». догадывается садко, что морской царь требует иной дани - самого садко.
молодой гусляр спускается на дно морское. грозно встречает гостя морской царь. но стоило запеть садко - и царь смягчил свой гнев.
покорённый искусством садко, он решает женить его на младшей дочери - прекрасной волхове. всё подводное царство собирается на свадебный пир. после обряда величания начинается общее веселье. от бешеной пляски поднимается буря на море - тонут корабли, гибнут люди. в разгар пляски появляется старчище - могуч богатырь. он выбивает гусли из рук садко - и пляска сразу обрывается. старчище лишает царя морского власти над водной стихией, а садко и волхове приказывает подняться на землю.
заключительная картина - на берегу ильмень-озера. волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку. очнувшись от волшебных чар, садко радостно любаву и новгородцев. все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую волхову-реку у стен своего города. торжественными возгласами толпы «морю синему слава! волхове-реке слава! » заканчивается опера.