в вокальной лирике михаила ивановича глинки важное место занимают романсы на слова пушкина. среди них «я помню чудное мгновенье» - жемчужина вокальной лирики, в которой воедино слились гений поэта и композитора. трёхчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. мелодия романса глубоко впечатляет своей плавностью и нежной грацией.
романс относится к зрелому периоду творчества глинки, поэтому мастерство композитора в нём так совершенно. никогда ещё и никем до пушкина и глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.
в петербург из ссылки вернулся пушкин. сразу будто повеяло свежим воздухом. глинка уже знал «цыган», главы из «евгения онегина», «послание к декабристам», ходившее в списках. они повстречались в юсуповском саду. пушкин был не один.
- позвольте, анна петровна, представить вам доброго глинку, - обратился он к своей . - мишель делил в благородном пансионе один кров с моим лёвушкой.
дружелюбно кивнула. её звали анна керн. позже она прославится бесценными воспоминаниями о пушкине и его окружении. не будет ею забыт и глинка:
«молодой человек небольшого роста, прекрасной наружности, с выразительным взглядом весьма добрых, прекрасных темно-карих
глинка поклонился своим выразительным почтительным манером и сел за рояль. можно себе представить, но описать мудрено моё удивление и мой восторг! я никогда ничего подобного не слыхала. такой мягкости и плавности, такой души в звуках, совершенного отсутствия клавишей я ни у кого не встречала!
у глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки, и издаваемые ими звуки непрерывно лились один за другим, как будто их связывала симпатия. он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить всё, что хотел, и мудрено встретить человека, который бы не понял того, что пели клавиши под ловкими пальчиками глинки.
в звуках импровизации слышались и народная мелодия, и свойственная только глинке нежность, и игривая весёлость, и задумчивое чувство, и мы слушали её, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудесном »
прошли годы…
дом глинки был похож на клуб, где всегда музицировали, декламировали стихи, произносили тосты. сюда захаживали художники карл брюллов и иван айвазовский. сюда вообще мог заглянуть кто угодно, один или с компанией, в любое время суток. и михаил иванович, устав от этой шумной жизни, переехал жить к сестре маше. она жила в казённой квартире при смольном институте, хозяйством которого её муж.
как-то в квартиру зашла одна из институтских преподавательниц. лицо её показалось глинке знакомым. это была екатерина керн, дочь анны петровны керн, к которой был неравнодушен пушкин.
в этой встрече михаилу ивановичу почудился знак судьбы. екатерина ермолаевна не была красавицей. но её природная мягкость, застенчивость, добрая и печальная улыбка покорили композитора.
они часто виделись и уже скучали друг без друга, если разлука длилась более дня.
глинка написал «вальс-фантазию» и посвятил его екатерине ермолаевне. а также романсы «если встречусь с тобой» на стихи кольцова и «я помню чудное мгновенье» на пушкинские стихи, адресованные поэтом анне керн.
и сердце бьётся в упоенье,и для него воскресли вновьи божество, и вдохновенье,и жизнь, и слезы, и любовь.
такой вдохновенной окрылённости, такого лучезарного гимна жизни и счастью романс ещё не знал.
однажды к композитору подошла анна петровна керн:
- михаил иванович, буду откровенна с вами. меня глубоко трогает ваша нежная дружба с катею. о лучшей партии для дочери я бы и не мечтала. однако вы женаты.
- анна петровна, я
- не продолжайте, - вздохнула керн. - бракоразводный процесс затянется на годы. а мне необходимо увезти дочь как можно скорее из петербурга.
- как увезти? куда? !
- на украину. катя больна.
разрыв с керн надолго остался незаживающей раной в душе глинки. в близости к ней он находил то главное, что привлекало его в эту трудную пору: духовное общение. «для меня привязанность к ней - это сердечная потребность, а раз сердце удовлетворено, то нечего бояться и »
впоследствии е. керн, выйдя замуж за юриста м. о. шокальского, тщательно уничтожила всю переписку с глинкой. но многое о своих отношениях с ним поведала сыну - известному учёному, ю. м. шокальскому.
связь глинки с семьёй керн в дальнейшем всё же не прерывалась. сохранившиеся письма композитора к анне петровне, написанные по-французски, в тоне светской любезности, свидетельствуют о его заботливом отношении к прежним друзьям, о желании им в трудных жизненных обстоятельствах. но прежнее чувство ушло безвозвратно. и только прекрасные страницы глинкинской лирики нам этой любви.
jablokov
01.03.2023
«жизнь за царя» или, как ее еще называют «иван сусанин» заслуживает признания первой национальной оперы. она стала достоянием искусства в мировых масштабах, так как это первая опера, получившая признание во всем мире. несмотря на то, что до "ивана сусанина" было написано несколько оперных произведений, они не получили такую популярность. возможно потому, что сочинявшие их композиторы не заложили столько актуального для души смысла, и не являлись такими великими деятелями искусства, как михаил иванович глинка. вот так 19 век стал "золотым" для россии не только в сфере музыки, , живописи, науки, он также открыл ворота для вокального творчества, основоположником которого считают м. и. глинку. действие оперы разворачивается вокруг подвига ивана сусанина, а неожиданный успех это произведение получило из-за замечательной музыки, с содержанием народных мелодий, ярких героев и национальных костюмов.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тональности первой степени родства к a dur . надо
в вокальной лирике михаила ивановича глинки важное место занимают романсы на слова пушкина. среди них «я помню чудное мгновенье» - жемчужина вокальной лирики, в которой воедино слились гений поэта и композитора. трёхчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания. мелодия романса глубоко впечатляет своей плавностью и нежной грацией.
романс относится к зрелому периоду творчества глинки, поэтому мастерство композитора в нём так совершенно. никогда ещё и никем до пушкина и глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.
в петербург из ссылки вернулся пушкин. сразу будто повеяло свежим воздухом. глинка уже знал «цыган», главы из «евгения онегина», «послание к декабристам», ходившее в списках. они повстречались в юсуповском саду. пушкин был не один.
- позвольте, анна петровна, представить вам доброго глинку, - обратился он к своей . - мишель делил в благородном пансионе один кров с моим лёвушкой.
дружелюбно кивнула. её звали анна керн. позже она прославится бесценными воспоминаниями о пушкине и его окружении. не будет ею забыт и глинка:
«молодой человек небольшого роста, прекрасной наружности, с выразительным взглядом весьма добрых, прекрасных темно-карих
глинка поклонился своим выразительным почтительным манером и сел за рояль. можно себе представить, но описать мудрено моё удивление и мой восторг! я никогда ничего подобного не слыхала. такой мягкости и плавности, такой души в звуках, совершенного отсутствия клавишей я ни у кого не встречала!
у глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки, и издаваемые ими звуки непрерывно лились один за другим, как будто их связывала симпатия. он так искусно владел инструментом, что до тонкости мог выразить всё, что хотел, и мудрено встретить человека, который бы не понял того, что пели клавиши под ловкими пальчиками глинки.
в звуках импровизации слышались и народная мелодия, и свойственная только глинке нежность, и игривая весёлость, и задумчивое чувство, и мы слушали её, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудесном »
прошли годы…
дом глинки был похож на клуб, где всегда музицировали, декламировали стихи, произносили тосты. сюда захаживали художники карл брюллов и иван айвазовский. сюда вообще мог заглянуть кто угодно, один или с компанией, в любое время суток. и михаил иванович, устав от этой шумной жизни, переехал жить к сестре маше. она жила в казённой квартире при смольном институте, хозяйством которого её муж.
как-то в квартиру зашла одна из институтских преподавательниц. лицо её показалось глинке знакомым. это была екатерина керн, дочь анны петровны керн, к которой был неравнодушен пушкин.
в этой встрече михаилу ивановичу почудился знак судьбы. екатерина ермолаевна не была красавицей. но её природная мягкость, застенчивость, добрая и печальная улыбка покорили композитора.
они часто виделись и уже скучали друг без друга, если разлука длилась более дня.
глинка написал «вальс-фантазию» и посвятил его екатерине ермолаевне. а также романсы «если встречусь с тобой» на стихи кольцова и «я помню чудное мгновенье» на пушкинские стихи, адресованные поэтом анне керн.
и сердце бьётся в упоенье,и для него воскресли вновьи божество, и вдохновенье,и жизнь, и слезы, и любовь.
такой вдохновенной окрылённости, такого лучезарного гимна жизни и счастью романс ещё не знал.
однажды к композитору подошла анна петровна керн:
- михаил иванович, буду откровенна с вами. меня глубоко трогает ваша нежная дружба с катею. о лучшей партии для дочери я бы и не мечтала. однако вы женаты.
- анна петровна, я
- не продолжайте, - вздохнула керн. - бракоразводный процесс затянется на годы. а мне необходимо увезти дочь как можно скорее из петербурга.
- как увезти? куда? !
- на украину. катя больна.
разрыв с керн надолго остался незаживающей раной в душе глинки. в близости к ней он находил то главное, что привлекало его в эту трудную пору: духовное общение. «для меня привязанность к ней - это сердечная потребность, а раз сердце удовлетворено, то нечего бояться и »
впоследствии е. керн, выйдя замуж за юриста м. о. шокальского, тщательно уничтожила всю переписку с глинкой. но многое о своих отношениях с ним поведала сыну - известному учёному, ю. м. шокальскому.
связь глинки с семьёй керн в дальнейшем всё же не прерывалась. сохранившиеся письма композитора к анне петровне, написанные по-французски, в тоне светской любезности, свидетельствуют о его заботливом отношении к прежним друзьям, о желании им в трудных жизненных обстоятельствах. но прежнее чувство ушло безвозвратно. и только прекрасные страницы глинкинской лирики нам этой любви.