Если фомулировать коротко, то конечно же, основная идея "Цель оправдывает средства" - в том, что касается ведения политики и достижения государственных интересов. Самый хороший, успешный, полезный для своей страны политик неизбежно говорит одно, делает другое, думает третье, и иначе политику невозможно вести. "Государь", по сути, это объяснение, как именно такие идеи реализуются на практике.
Решение политик, правитель должен принимать исходя не из моральных норм и этических переживаний, но исходя из рациональности и выгоды для государства.
Если же такой человек начнёт "исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру". Макиавелли исходит из того, что люди в большинстве своём эгоистичны, крайне дорожат своей собственностью, а так же "неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность, влечет нажива". Макиавелли продвигает идею, что главное в человеке к деятельности, воля к осуществлению желаемых целей, причём всё это тоже исходит из эгоистических побуждений. Так что эгоизм это не то чтобы плохо, напротив, люди исходят из него, но на деле могут вершить историю и совершать даже героические поступки. И даже государство рождается как результат необходимости ограничивать человеческий эгоизм, иначе люди бы друг друга уничтожили.
Макиавелли выводит образ идеального правителя, и так как Макиавелли реалист, жёсткий и избегающий любых приукрашиваний действительности, то и образ этот весьма реалистичен. Таким образом, идеальный правитель должен править и кнутом, и пряником, избегать насилия бессмысленного, но уметь прибегнуть к нему при необходимости, быть честным или лживым, великодушным или коварным, гуманным или жестоким в зависимости от того, чего требует конкретная ситуация. При этом правитель так же должен уметь создавать себе благой образ, и стараться, чтобы какие-то совсем уж неприглядные (но необходимые) деяния не становились общеизвестны.
Власть же, по мнению Макиавелли, осуществляется для благополучия общества, но никак не должна являться самоцелью.
Английский философ и политик XVII века Фрэнсис Бэкон в своем высказывании поднимает проблему важности различных сфер экономики для процветания нации. А ведь именно в начале XVII века начинает формироваться общая экономическая теория (в 1615 г. французский экономист Антуан де Монкретьён дал ей название – «политичес¬кая экономия»). Основной во на который должна была дать ответ новая наука, можно сформулировать так: «Что такое бо¬гатство, и как его можно увеличить?». Разные экономические школы по-разному раскрывали понятие богатства и его источников.
Первой экономической школой в рамках политэкономии была школа меркантилистов, возникшая в XVII в. одновременно в Англии (Томас Ман) и во Франции (Антуан де Монкретьен). Её название (от итал. mercante - торговец) не случайно. Меркантилисты видели источник богатства в торговле. Все эко¬номисты – «дети своего времени» и в основном выражают ин-тересы «героев дня». А героями той эпохи заката феодализма XVI - XVIII вв. были купцы. Им нужны были теории о развитии торговли и «наука обогащения», и они получили их из рук мер-кантилистов. Основные идеи меркантилистов можно свести к следующему:
1.главным богатством общества являются деньги (золото и серебро);
2.источником этого богатства служит сфера обращения (тор¬говля и денежный оборот);
3.государство должно обогащению общества сво¬ей активной и целенаправленной экономической полити¬кой.
Итак, меркантилизм был теоретической базой торгового капи¬тала. Бурно же развивавшийся в XVIII в. капитализм «прирас¬тал» промышленностью. Поэтому в воздухе витали новые идеи, обосновывающие первостепенную роль производства в созда¬нии общественного богатства и превосходство капиталистичес¬кой системы над феодализмом. В этих условиях и появляется во Франции школа физиократов (Франсуа Кенэ, Жак Тюрго). Суть физиократизма во многом проявляется в самом его названии: физиократия означает власть природы (от греч. слов physis - природа и kratos - власть). В отличие от меркантилистов, Ф. Кенэ и его последователи источником богат¬ства общества считали производство, а не обращение. Но при этом единственной производительной отраслью, по их мнению, было сельское хозяйство - сфера, где создается новое богат¬ство (так называемый «чистый продукт»). Промышленность же и другие неземледельческие отрасли определялись как «бесплод¬ная сфера», которая, не принося ничего нового, лишь преобра¬зует продукты природы и земледелия. Такой сельскохозяйствен¬ный акцент и недолюбливание промышленности вполне объяс¬нимы. Дело в том, что аграрный сектор Франции в то время пребывал в бедственном состоянии, а промышленность обслу¬живала главным образом роскошь и расточительство высших классов. В этих условиях физиократы и выступали за приори¬тет сельского хозяйства в экономике, за его благоустройство и прогресс на эффективной капиталистической основе.
В XVIII в. возникает и классическая рыночная школа. Яркими ее представителями были шотландский экономист и философ Адам Смит и английский экономист Давид Рикардо. В отличие от физиократов они полагали, что всякое производ¬ство (а не только земледелие) увеличивает богатство общества. Именно производство дает людям подлинное материальное богатство -продукты потребления. Сфера же обращения и деньги вто¬ричны, без производства жизненных благ в них по нет нужды.
Вернемся теперь к высказыванию Бэкона. Получается, что он задолго до рыночных классиков подчеркивал важность всех трех сфер экономики («плодоносная почва» - успешное сельское хозяйство, деятельная промышленность – эффективное промышленное производство, «легкость передвижения людей и товаров» - развитая торговля и идея фритредерства). Можно только удивляться прозорливости автора.
Объяснение:
Все остальные афоризмы так же легко преобразуются в эссе
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сформулируй определения понятий. совесть-это мораль-это право-это составь предложение с любым из этих понятий