Цели реформ и методы их достижения
Основные цели экономических реформ в России были сформулированы в Программе углубления экономических реформ и представлялись следующим образом: «Конечные цели реформ - экономическое возрождение России, рост и процветание отечественной экономики, обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан» (Экономическая газета, 1992, №30, стр.14). Неизбежность временного спада авторам реформ была очевидной, но они намеревались допустить его до определенного уровня и сохранить системы жизнеобеспечения страны.
Средство достижения целей - рынок. Его формирование полагалось в следующих основных взаимосвязанных направлениях:
• снятие административных ограничений с цен, развитие торговли взамен бюрократического распределения;
• стабилизация финансовой и денежной системы;
• приватизация, создание институциональных предпосылок эффективного рыночного хозяйства;
• структурная перестройка экономики и ее демилитаризация, повышение конкуренто российской продукции на мировой арене;
• создание конкурентной среды;
• активная социальная политика с целью при трудо населения к новым условиям, защита наиболее уязвимых слоев от негативных проявлений переходной экономики.
Предполагалось, что реформа пройдет в три этапа.
Этап I - кризисное развитие. Главными приоритетами полагались либерализация цен и экономической жизни, финансовая стабилизация. Важные критерии завершения первого этапа: темп инфляции - не более 3% в месяц, прекращение спада производства.
Этап II - восстановление народного хозяйства. Приоритетами здесь обозначались институциональные изменения, направленные на развитие конкуренции. Критерий завершения: доля госсектора в производстве не более 40%, достижение докризисного уровня ВВП.
Этап III - экономический подъем. Приоритет отдается реконструкции народного хозяйства. Критерии завершения: темп экономического роста не менее 3-4% в год, норма накопления в ВВП не менее 15%.
Большое значение придавалось институциональным изменениям. Институциональные преобразования связаны:
• с ускоренной корпоратизацией и приватизацией промышленности;
• с реорганизацией системы государственного управления в соответствии с условиями рыночного хозяйства;
• с реформой социальной сферы с целью повышения нормы частных сбережений (доля сбережений в доходе частных лиц) и сокращение налогового бремени. Начиная реформировать экономику, Правительство полагало, что:
• освобождение цен на большинство видов товаров с ограничениями в денежно- кредитной сфере и налоговой реформой ликвидировать бюджетный дефицит;
• либерализация внешнеэкономической деятельности приведет к насыщению внутреннего рынка и снижению первоначально взлетевших цен;
• широкая приватизация создаст основы институциональной собственности;
• экономика относительно быстро (в течение года) выйдет на нижнюю точку спада, и после этого, по крайней мере, в некоторых отраслях начнется постепенный подъем.
Особое место в системе нормативно-правовых актов занимают законы. Их ведущее положение определяется следующими признаками:
принимаются только законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в порядке референдума. Их принятие, изменение, дополнение или отмена осуществляются в особом процессуальном порядке;
обладают высшей юридической силой. Содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить закону, и никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, издавшего закон;
регулируют наиболее важные, основополагающие отношения.
Таким образом, закон — это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Виды законов
В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.
К ним, в частности, относятся законы:
о военном положении;
о чрезвычайном положении;
о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
об изменении статуса субъекта РФ;
о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
о референдуме;
о судебной системе;
о судах основного звена;
о Конституционном Суде РФ;
о Верховном Суде РФ;
о Высшем арбитражном суде РФ;
о Конституционном собрании РФ.
Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.
Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являются конституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.
Виды законов по сроку действия:
постоянные;
чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
Виды законов по содержанию:
общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.
По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Конкретный пример варварского отношения к памятникам культуры (только не на примете большевиков в )