Для того, чтобы выделить ряд особенностей современного этапа развития российской социальной работы, необходимо определить, что она из себя представляет. Дать однозначный ответ не получится, так как в современной научной литературе отсутствует единство мнений по этому вопросу.
Социальная работа в самом общем виде представляет собой сложное общественное явление, выражающееся в своеобразной которую общество реализует в конкретный исторический период, в соответствии с особенностями национально-культурного, социально-политического развития. Социальная работа также выступает как самостоятельная область научно-практического знания, профессия и учебная дисциплина.
Национальная Ассоциация социальных работников США понимает под социальной работой «профессиональную деятельность по оказанию с целью усиления и возрождения индивидов к социальному функционированию и созданию для этого благоприятных общественных условий».
Таким образом, в узком смысле можно определить социальную работу как профессиональную деятельность по организации индивидам и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, по их психосоциальной реабилитации и интеграции.
Из этого следует, что практическая цель социальной работы заключается в том, чтобы тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой.
В нашем государстве социальная работа представляет собой постоянно изменяющийся в культурно-исторической перспективе сложный процесс с многовековой историей. Каждый из этапов ее имеет свои особенности.
Что касается современного этапа развития российской социальной работы, то первой особенностью можно признать фактическое отсутствие возможности применения на практике уникального исторического опыта в сфере социальной
Многолетняя дореволюционная историческая традиция широкой социальной деятельности в сфере оказания в большей части была однажды безвозвратно утрачена, а сохранившиеся уникальные наработки применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно, так как исторический контекст их становления и развития слишком разнится с нынешним.
Социальная система, построенная на воспитательной, культурно-массовой и просветительской работе среди населения в советский период, вследствие развала СССР, также была разрушена.
Из этого следует, что Россия образовала современную национальную систему социальной работы практически заново. Отечественным специалистам в области социальной работы приходилось одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты и заниматься разработкой научной концепции. Что также представляет собой особенность современного этапа развития социальной работы.
Главными достижениями на сегодняшний день можно считать активную наработку законодательной базы и процесс становления круга профессиональных социальных работников обеспечить работу со значительным количеством населения.
Современный этап развития социальной работы в стране можно также характеризовать направленностью на борьбу с определенной социальной напряженностью. О ней свидетельствуют высокий коэффициент смертности, растущее число детей, рожденных вне брака, и детей-сирот при живых родителях, многочисленные разводы, большая доля неполных семей, огромное количество производимых абортов, обострение проблем детской инвалидности, рост преступности несовершеннолетних. Россия не только вышла «на передовые рубежи» по количеству алкоголиков, но и уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми, психологических стрессов, заболеваний, самоубийств, проституции.
Другой особенностью можно назвать тенденции благотворительности. Ведь зрелость гражданского общества определяет не только развитое законодательство, защищающее права отдельного гражданина, но и наличие негосударственных благотворительных организаций.
В заключение хотелось бы отметить, что социальная работа в России находится только в стадии развития, поэтому современный этап можно характеризовать выработкой научных концепций социальной работы, наработкой законодательной базы, разработкой различных социальных технологий. И нельзя не отметить значимую роль социальной педагогики и в общем деятельности социальных работников в социальной политике государства.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вы знаете , что нормативные акты , взаимодействуют на основе соподчинения, отсюда условие название "иерархическая лестница". а чем объяснить различное положение нормативных актов в " иерархической лестнице"? чем оно обусловлено? !
Если Вам не сложно, отметьте решение как лучшее. Если Вам понравилось, как я ответил на Ваш вопрос, то Вы можете присылать ссылки на Ваши вопросы по праву и обществознанию мне на стену или в личные сообщения, я постараюсь на них ответить.
С Уважением, Степанов Валерий Иванович.