Схостворассматриваемых правовых семей проявляется в первую очередь, в сходстве фундамента , на котором они строятся и функционируют. Речь идет о западной буржуазно – демократической основе. Это однотипная – рыночная , капиталистическая экономика , на базе которой возникает и развивается соответствующая ей и адекватно отражающая ее правовая среда в виде национальных правовых систем и правовых семей .
Этим однотипным экономическим основам соответствуют однотипные социально – политические ( однотипный социальный и политический строй ),идеологические (либеральные и неолиберальные идеи и концепции ) и цивилизационные , культурологические основы ( религия, живопись , архитектура , нравы и обычаи . Это западная цивилизация .
Именно правовая культура как часть западной цивилизации является той общей непосредственной базой , на которой возникают и развиваются данные правовые семьи .
Однако, западную правовую культуру не следует рассматривать как некую монокультуру . Это общеродовое явление и понятие по отношению к правовым культурам разных стран . Романо – германская и англосаксонская правовые культуры – это видовые явления и понятия. Они различаются по формальным признакам
Так, например, по существу и значимости для гражданского общества свобода слова признается как проявление общности в обеих системах. В то же время каждая система имеет свое особое отношение к данному феномену. Так , представители романо_- германского права – европейцы , изначально рассматривали и рассматривают «эту свободу и право» не иначе, как «в контексте многих других прав и свобод», как такой атрибут демократии, который может быть ограничен без ущерба для гражданского общества. Представители же англосаксонского права – американцы, наоборот, придают данному феномену исключительный характер .Они считают свободу слова и все непосредственно связанные с ней права , ни в коей мере не подлежащие какому-либо ограничению.
Сходство и общность в главном романо-германского и англосаксонского права – в их сущности и содержании.
Особенность (различие) – во второстепенном – в технико-юридическом и ином формально (не принципиальном) отношении.
Наличие особенностей рассматриваемых правовых семей свидетельствует о том, что между ними существует лишь общность, сходство, но не единство , что они суть относительно обособленные друг от друга системы, но отнюдь не моносистема.
Применительно к праву Европейского Союза , общность данных правовых семей, рассматривается иногда в виде неких «общеевропейских правовых стандартов», представляется в виде своеобразного противовеса формирующимся в результате глобализации и регионализации «общемировым правовым стандартам».
Отличия(особенное) романо-германской от англосаксонской правовой семьи.
Очевидное различие в самом характере права. Судейский (прецедентный) характер системы общего права и статутный («законный») характер системы континентального права.
Отсюда выделяются следующие отличия:
1) правотворческая деятельность судов в англосаксонской системе права и правотворчество парламента – в романо-германском праве.
2) ведущая роль прецедента в системе источников общего права, ведущая роль – закону в системе источников континентального права. При том что в системе источников каждой из этих правовых семей имеет место как закон, так и прецедент.
3) особенности порядка образования и деятельности судебных и иных правотворческих органов, порядок подготовки и принятия ими решений, юридическая сила тех или иных решений и др.;
4) особенности структуры права , в частности в более раннем и более четком делении Романо-германского права по сравнению с англосаксонским на публичное и частное право;
5) более масштабная и более строгая кодификация Романо-германского права по сравнению с англосаксонским правом;
6) большая приверженность «цивильного» права к доктринальному восприятию правовой материи по сравнению с общим правом;
7) разность стилей права. Определяются следующими факторами: историческое происхождение, господствующая правовая доктрина, своеобразие правовых институтов, ведущие источники права и методы их толкования, идеологические факторы;
8) правовые и неправовые обычаи, традиции, особенности правосознания и мышления, особенности правового судебного рассмотрения уголовных и гражданских дел и др.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выберите период в жизни нашей страны и покажите значение духовной сферы общества ы выходе из сложной ситуации, в котором оказалась россия
Формы общественного сознания в духовной жизни общества. Проблемы и перспективы развития духовной жизни современности. Общественное сознание и богатство жизни, совокупность правил поведения, догматы культовых и обрядовых действий. Человек и мир культуры.