Арситотель писал, что «без добродетели человек становится самым нечестивым и самым диким сушеством». Поэтому он рассматривал политику как социальную этику, нравственную философию, имеющую дело с обязанностями властных структур перед гражданами. На основе ценностей справедливости, красоты, общего блага осуществляется интеграция частных интересов граждан с обшей целью всего общества. Совпадение целей и средств осуществляется благодаря таланту правителей. На это указывал и Платон, подчеркивавший, что «царское искусство прямым плетением соединяет нравы мужественных и благородных людей, объединяя их жизнь единомыслием и дружбой, создавая таким образом великолепнейшую и пышнейшую из тканей». Однако верховенство моральных ценностей, полное подчинение им политики лишают ее возможности оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни, выражать насущные интересы населения. Отрыв политики от реальности может обернуться социальными потрясениями, революциями
Ученый, историк и философ, греческий мыслитель Аристотель обладал редкой преодолевать сложности. Политика, по его словам, это искусство жить вместе. Это так просто и так сложно.
В этой связи нам полезно помнить, что выборы - это не просто выбор правительства. В данном случае у нас есть возможность поговорить о том, куда мы хотим направить развитие нашего общества как нации.
Подумайте о составных частях и о том, что они означают: «искусство» и «совместная жизнь»: они обозначают ремесло, ненаучную дисциплину, эмоциональную проницательность, а также понимание различий и их преодоление.
Аристотель в своем высказывании поднимает проблему значения политики. Он имеет в виду то, что в мире существует огромное множество ценностей, идей, принципов. И суть политики заключается не в том, чтобы одна ценность или принцип господствовали над остальными, угнетали их, а в том, чтобы все это множество идей и принципов сосуществовало и развивалось вместе.
Например, часто кажется, что геополитика – наука о том, кто и когда вел войны, а внутренняя политика – история того, как общество боролось с очередным правителем-узурпатором. Но это лишь то, как все сложилось. На самом деле, политика – наука о том, как людям и странам с разными взглядами научиться счастливо жить вместе и не конфликтовать друг с другом.
Искусство ли это? Определенно, да. Как показывает история, далеко не каждый, а то и никто не владеет этим искусством.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Люди делают свою историю сами, и тем успешнее, чем лучше они понимают исторические условия и потребности развития общества. За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда люди были различными по своему моральному облику и разуму личностями: гениальными или тупоумными, талантливыми или посредственными, волевыми или безвольными, прогрессивными или реакционными.
Став по воле случая или в силу необходимости во главе государства, армии, народного движения, великий человек придаёт событиям печать своей индивидуальности, но не в этом его главное значение. Он велик «тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин» [7, с. 304]. Гений, лидер политической партии, личность может оказывать на ход и исход исторических событий разное влияние: положительное, отрицательное или, как это нередко бывает, и то и другое. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточивается политическая, государственная, административная власть. Как бы гениальна ни была историческая личность, она в своих поступках детерминирована сложившейся совокупностью общественных событий.
Проблема роли личности в истории и философии поставлена ещё в древневосточной и античной историографии, философской мысли. В философии истории по вопросу о роли личности в историческом процессе существуют две противоположные позиции: одна – отрицающая её, другая – признающая. В настоящее время не ясен ни методологический статус таких подходов, ни их соотношение между собой в рамках историософии. Поэтому эта тема дискуссионная, актуальная и требует особенного подхода в переосмыслении целых эпох. Поиски решения проблемы роли личности в истории проходили на разных мировоззренческих основах. Рассмотрение проблемы роли личности в философии истории может решить такую задачу: раскрыть роль в истории отдельной личности или деятеля.
Так, например, изображая действия людей, их страсти, Гегель пишет:
«Далее, из вышеуказанного соотношения вытекает, что во всемирной истории благодаря действиям людей вообще получаются ещё и несколько иные результаты, чем те, к которым они стремятся и которых они достигают, чем те результаты, о которых они непосредственно знают и которых они желают; они добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется ещё и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения». Мысль Гегеля о том, что в истории действуют люди, которые ставят перед собой цели, что в ней сталкиваются и перекрещиваются их стремления, а в результате этого образуется ещё нечто, что не входило в намерения и цели действующих лиц, что здесь обнаруживается действие скрытой силы, необходимости (олицетворением коей у Гегеля является «мировой дух», или «мировой разум», который он отождествляет с законом), – эта мысль гениальна. И то, что содержалось в ней рационального, было удержано в последующем развитии философской мысли, при выработке научного взгляда на закономерности и движущие силы истории Марксом и Энгельсом.