Огромное и нарастающее воздействие на формирование будущего человечества оказывает научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия. По мнению современных ученых, аналогично аграрной революции в неолите и промышленной революции конца XVIII — начала XIX века она явилась радикальным технологическим переворотом в развитии производительных сил общества, став прологом новой технологической эпохи во всемирной истории[1].
В чем же состоит сущность и содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития, в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав? Для раскрытия темы необходимо ответить на эти вопросы.
Целью данного исследования является выявление роли науки в эпоху научно-технической революции.
Для этого необходимо решить ряд задач:
— определить понятие и сущность научно-технической революции;
— выявить ее характерные черты;
— проследить основные этапы развития научных знаний;
— проанализировать основные научные достижения и их применение в различных отраслях производства.
1. Понятие научно-технической революции, и ее характерные черты.
Развитие человеческой цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил. Данный процесс основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями (НТР). Начало современной НТР обычно относят к середине XX века.
В развитых странах мира ныне научно — технический прогресс принял революционную форму. Два потока — техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции.
Вопрос о сущности научно-технической революции является одним из наиболее спорных вопросов. Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в производительных силах общества, другие — к автоматизации производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи — к возрастанию роли науки в развитии техники, четвертые — к появлению и развитию информационной техники и т.д[2].
Однако во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны научно-технической революции, а не ее сущность, которую, по нашему мнению, можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.
Исследователи обычно выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как эта революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, атомная электростанция, телевизор и т.д.
Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применении его в практической деятельности сильно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка года, а для лазера этот период сократился до пяти лет.
Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В этих условиях увеличивается доля умственного труда.
Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы Второй Мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода.
Современная НТР является сложной системой, и условно ее можно разделить на четыре взаимодействующие части: 1) науку; 2) технику и технологию; 3) производство; 4) управление.
Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросла связь науки с производством, которое становится все более наукоемким. То есть в производстве повышается уровень затрат на научные исследования при изготовлении той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% ВВП, а в развивающихся — это доли процента.
Tanyamitia
07.11.2021
Ну лаадно приведу пример из своей жизни)) у меня с детства была подруга со двора. Мы очень крепко дружили и наши мамы тоже. Мы часто с ней встречались и играли в разные игры. Как то мы решили поиграть в песочнице и поиграть в "ресторан" ну мы просто были еще малышами и любили это делать) ну так вот, пришел один мальчик в песочницу и начал играть своими машинками. Но мальчику стало скучно играть и он решил побаловаться. Он насыпал песка за шиворот моей подруге. А подружка подумала что это я ей песка насыпала и она начала кричать на меня и рыдать одновременно. Кончилось тем что мы рассорились, а подруга убежала домой и больше со мной не разговаривала(( На следующий день я побежала играть с кем нибудь на улице. И вижу что перед моей подругой стоит тот мальчик который обсыпал меня песком. Вдруг вижу, что она бежит в мою сторону. Потом она стала извиняться передо мной. Ну я ее простила. Мы помирились и с тех пор были дружными ну и неразлучными)) Как то так)
СергейНиколаевич
07.11.2021
Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. "Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничего, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности" (Д. Писарев) . "Недостаточно определить нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения" (Ф. Достоевский) . Вывод: оба автора подчеркивают устойчивость, прочность убеждений, но допускают возможность их изменений. Ценность этих идей в том, что эти суждения показывают пути самосовершенствования личности.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Для современного этапа научно-технического процесса характерно
Огромное и нарастающее воздействие на формирование будущего человечества оказывает научно-техническая революция, развернувшаяся во второй половине XX столетия. По мнению современных ученых, аналогично аграрной революции в неолите и промышленной революции конца XVIII — начала XIX века она явилась радикальным технологическим переворотом в развитии производительных сил общества, став прологом новой технологической эпохи во всемирной истории[1].
В чем же состоит сущность и содержание научно-технической революции, каковы основные этапы ее развития, в ходе которого из науки и техники получился научно-технический сплав? Для раскрытия темы необходимо ответить на эти вопросы.
Целью данного исследования является выявление роли науки в эпоху научно-технической революции.
Для этого необходимо решить ряд задач:
— определить понятие и сущность научно-технической революции;
— выявить ее характерные черты;
— проследить основные этапы развития научных знаний;
— проанализировать основные научные достижения и их применение в различных отраслях производства.
Развитие человеческой цивилизации связано с научно-техническим прогрессом. Выделяются отдельные периоды быстрого и глубокого изменения производительных сил. Данный процесс основан на превращении науки в непосредственную производительную силу общества. Такие периоды называются научно-техническими революциями (НТР). Начало современной НТР обычно относят к середине XX века.
В развитых странах мира ныне научно — технический прогресс принял революционную форму. Два потока — техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции.
Вопрос о сущности научно-технической революции является одним из наиболее спорных вопросов. Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в производительных силах общества, другие — к автоматизации производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи — к возрастанию роли науки в развитии техники, четвертые — к появлению и развитию информационной техники и т.д[2].
Однако во всех этих случаях отражаются лишь отдельные признаки, отдельные стороны научно-технической революции, а не ее сущность, которую, по нашему мнению, можно определить так: научно-техническая революция есть совокупность взаимообусловленных качественных изменений в науке и технике, ведущих к установлению новой естественно-научной картины мира и к коренному изменению места и роли человека в производственном процессе.
Исследователи обычно выделяют четыре главные черты современной НТР. Во-первых, это универсальность, так как эта революция охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности. С современной НТР ассоциируются такие понятия, как ЭВМ, космический корабль, реактивный самолет, атомная электростанция, телевизор и т.д.
Вторая черта НТР — это бурное развитие науки и техники. Расстояние от фундаментального открытия до применении его в практической деятельности сильно сократилось. С момента открытия принципа фотографирования до первого фотоснимка года, а для лазера этот период сократился до пяти лет.
Третья черта НТР — это изменение роли человека в процессе производства. В процессе НТР повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов. В этих условиях увеличивается доля умственного труда.
Четвертой особенностью современной НТР является то, что она зародилась в годы Второй Мировой войны как военно-техническая революция и продолжала во многом оставаться таковой на протяжении всего послевоенного периода.
Современная НТР является сложной системой, и условно ее можно разделить на четыре взаимодействующие части: 1) науку; 2) технику и технологию; 3) производство; 4) управление.
Наука в эпоху НТР представляет очень сложный комплекс знаний. Это обширная сфера человеческой деятельности, в которой во всем мире занято 5,5 млн. человек. Особенно возросла связь науки с производством, которое становится все более наукоемким. То есть в производстве повышается уровень затрат на научные исследования при изготовлении той или иной продукции. В экономически развитых странах затраты на науку обычно составляют 2-3% ВВП, а в развивающихся — это доли процента.