Экономика – не просто красивое слово, которое так часто звучит с экранов телевизоров и красуется на первых страницах газет. Она незримо присутствует вокруг нас. Мои родители подходят к данному вопросу очень серьезно: каждый месяц они тщательно просчитывают семейный бюджет.
Иногда невольно начинаешь задумываться о том, что эти деньги можно было бы потратить на что-то более полезное. Ведь, как говорит моя мама, экономить лучше не просто так, а с определенной целью, потому что это отлично мотивирует. Например, в последние несколько месяцев я стал меньше тратить деньги на разговоры по телефону и фаст-фуд, а на сбереженные деньги родители разрешили мне купить плеер.
Многие люди в условиях рыночной экономики имеют в частной собственности квартиру, дом, дачу и многое другое в зависимости от материального достатка. Человек имеет полное неотчуждаемое право владеть, пользоваться и распоряжаться своим личным имуществом.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного опыта студентов. Ситуация 1. Перечислите основные характеристики личности. Какие из них вы считаете социально важными? Приведите примеры. Ситуация 2. Прочитайте высказывания. Какие основания стратификации в них выделяются? В чем проявляются отрицательные факторы стратификации? М. Арнольд: «Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего». А. Шопенгауэр: «Королей и слуг называют лишь по имени, а не по фамилии. Это две крайние ступени общественной лестницы». 1. Вставьте слова. 1.МЫСЛИ МУДРЫХ «ТРУД, - ПИСАЛ ВОЛЬТЕР, - ОСВОБОЖДАЕТ НАС ОТ ТРЕХ ВЕЛИКИХ ЗОЛ:……………………… …………………………. И ……………………………..» ЧЕЛОВЕК ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ЖИЗНИ В …… …………….. ; ОН НЕ ВПОЛНЕ ЧЕЛОВЕК И ПРОТИВОРЕЧИТ СВОЕЙ СУЩНОСТИ, ЕСЛИ ЖИВЕТ………………………………………….. КАКИЕ ГЛАВНЫЕ МЫСЛИ ЗДЕСЬ ИЗЛОЖЕНЫ? (ответить) 2. ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА. РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ…………………………… ЯВЛЯЕТСЯ РЕШАЮЩИМ УСЛОВИЕМ УМЕНЬШЕНИЯ …………………………………… ПОЧТИ ВСЕХ ВИДОВ ………………………….. КОНФЛИКТЫ НЕ ИСЧЕЗАЮТ ПОСРЕДСТВОМ ИХ ………………………… ; НО В ТАКОЙ МЕРЕ, В КОТОРОЙ УДАЕТСЯ …………………………., ОНИ СТАНОВЯТСЯ ……………………………………, И ИХ ТВОРЧЕСКАЯ СИЛА СТАВИТСЯ НА СЛУЖБУ ПОСТЕПЕННОМУ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР.
Социологи выделяют несколько разновидностей социальных статусов:
1) Статусы, определяемые положением индивида в группе, — личный и социальный.
Личным статусом называется то положение человека, которое он занимает в так называемой малой, или первичной, группе, в зависимости от того, как в ней оцениваются его индивидуальные качества.
С другой стороны, в процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определённые социальные функции, которые определяют его социальный статус.
2) Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом, — основной и неосновной (эпизодический).
Основной статус определяет главное в жизни человека (чаще всего это статус, связанный с основным местом работы и семьей, например — хороший семьянин и незаменимый работник).
Эпизодические (неосновные) социальные статусы влияют на детали поведения человека (например — пешеход, пассажир, прохожий, пациент, участник демонстрации или забастовки, читатель, слушатель, телезритель и т. д.).
3) Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора.
Предписанный (приписанный) статус — социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (например — национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п.).
Смешанный статус обладает чертами предписанного и достигаемого статусов (человек, ставший инвалидом, звание академика, олимпийского чемпиона и др.).
Достигаемый (приобретённый) приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (образование, профессия, материальный достаток, деловые связи и т. п.).
В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определённые статусы являются престижными, другие — наоборот. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:
а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;
б) системы ценностей, характерной для данного общества.