Автор поднимает проблему биосоциальной сущности человека. В.Г.Белинский утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Он определяет ведущую роль общества в становлении человека как личности. Учёных разных направлений всегда волновал вопрос влияния общества на формирование личности. Данная проблема является особенно актуальной в условиях всё большего влияния глобального мира на становление современного человека.
На мой взгляд, автор совершенно точно определил значение общества в жизни каждого человека. Я согласна с тем, что «природа создаёт человека, но развивает и преобразует его общество», которое является результатом совместной деятельности многих поколений людей. Ведь общество в широком смысле слова – это отделившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя взаимодействия людей и формы их объединения. Вне общества человек лишён своей социальной сущности. В поддержку своей позиции я могу привести следующие аргументы.
Во-первых, практически всю свою жизнь человек обучается жить в самом сложном из существующих миров – в мире общественных отношений. Он проходит разные этапы социализации, т.е. осваивает различные социальные роли и культурные нормы. Только благодаря социализации человеческий детёныш - индивид превращается в индивидуальность и личность. Социализация должна начинаться в детстве, когда на 70% формируется человеческая личность и стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. Подтверждением этому являются феральные люди («маугли», «дети джунглей») – существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Печальные истории этих людей (история Камалы и Амалы и др.) наглядно доказали, что даже имея нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, нельзя научиться прямохождению, членораздельной и осознанной речи, приобрести навыки творческой трудовой деятельности вне нормальной социальной среды, т. е. вне общества. Социализация должна начинаться в детстве, когда формируется характер человека, развиваются его творческие наклонности таланты.
Во-вторых, с самого раннего детства и на протяжении всей жизни человек испытывает влияние окружающих людей, прививающих ему нормы общества. Это агенты социализации, в роли которых выступают люди и учреждения. К агентам первичной социализации относятся члены семьи, учителя, врачи, друзья и т.д., связанные с ребёнком тесными личными отношениями. И далее агенты вторичной социализации (СМИ, представители администрации школы, вуза, церкви, государства ит.д.), связанные с человеком формально-деловыми отношениями. Отношения, складывающиеся между человеком и окружающими в детстве, во многом определяют его взрослую жизнь – самый активный период социализации, так как именно в это время наблюдается освоение социальных ролей не в игровых, а в реальных ситуациях.
В-третьих, социализация – это индивидуальный процесс, но он протекает всегда под контролем общества, окружающих людей. Они не только обучают, но и контролируют правильность выполнения усвоенных норм, т.е. осуществляется социальный контроль. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и включает 2 основных элемента – нормы как правила поведения и санкции как средства поощрения или наказания. Социальный контроль человеку ориентироваться в многообразии общественных отношений и реализовать свои таланты, идеи.
В-четвёртых, человек, вовлечённый в непрерывный процесс социализации, накапливает определённый жизненный опыт, который есть результат его при к окружающему миру и его преобразования. Именно социум формирует базовые ценности человека, непосредственно влияющие на характер преобразований, на судьбу общества. В условиях открытости современного мира мы видим, насколько разными являются эти ценности, как обостряется, например, в наши дни борьба между сторонниками гуманизма и фашизма. Высшие ценности и идеалы осуществляются не сами по себе, а в результате деятельности конкретных людей, государств, правительств, международных организаций, которые и составляют мировое сообщество и должны быть ответственны за судьбу планеты и человечества в целом.
Социологи продолжают спорить о том, что такое человек? Как устроено общество? Как общество определяет деятельность людей? Почему люди создавать культуру и развивать цивилизацию? Но, по-моему, один вопрос волнует всех без исключения, какое будущее нас ожидает. Мирное объединённое человечество, где человек будет признан наивысшей ценностью на Земле, или же планетарная катастрофа? Велика ответственность человека и общества друг перед другом!..
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
№1 Одним из отличий реформы от революции является: 1) стремление к прогрессивному развитию 2) постепенность преобразований 3) пропаганда новых идей 4) образование новых политических партий и движений №2К агентам первичной социализации относятся: 1) армия 2) церковь 3) средства массовой информации 4) друзья №3 Процесс становления личности: 1) адаптация 2) социализация 3) индивидуализация 4) интеграция №4 Верны ли суждения о ступенях развития общества: а) общество развивалось только эволюционным путем; б) ученые выделяют аграрное общество как первую ступень его развития? №5 Ожидаемое от человека поведение: 1) социальный статус 2) социальная роль 3) социальная позиция 4) социальное положение №6 Верны ли суждения о социальных нормах: а) к социальным нормам относятся обряды и традиции; б) социальные нормы всегда контролируются государством? 1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны №7 Внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека: 1) традиция 2) за
К. Маркс не просто отмечал, что общество не состоит из индивидов, а выражает сумму их связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. На примере кооперации он показал, что свойство системы не сводится к сумме входящих в нее элементов. В каждом конкретноисторическом обществе имеются свои модели взаимоотношений индивидов и групп. Связи между ними постоянно меняются, так как общество чрезвычайно динамично. Люди включаются в новые группы, системы, в новую обстановку, среду, к которой принадлежат другие участники. Они (люди) испытывают воздействие этой среды и, в свою очередь, влияют (воздействуют) на нее.
взаимодействия индивидов в обществе могут быть различными: это может быть непосредственная социальная связь (связь между людьми, находящимися в данное время в данном месте, т. е. воспринимающими друг друга непосредственно). Чаще всего это — сотрудничество (выполнение общей работы). Оно имеет широкое распространение и огромный удельный вес.
Другой тип взаимодействия — это опосредованная связь, т. е. связь между людьми, разделенными либо географически, либо временными рамками. Особый тип опосредованной связи устанавливается между людьми, живущими в разное время. Такую связь можно было бы назвать связью-воздействием. Каждое поколение людей связано наследием, оставленным предшествующими поколениями: опирается на его культуру, разработанные им организационные методы и навыки, использует идеи, совокупности верований, духовных течений, добытых поколениями. Эта связь есть воздействие на настоящее, в чем и состоит ее специфика.
Формы проявления взаимодействий чрезвычайно разнообразны. Это и дружба между конкретными людьми, и отношения между педагогом и студентом, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между учредителями и проч. Они могут быть слабыми или прочными, устойчивыми или нет, систематическими, интенсивными и пассивными. Но в той или иной степени связи существуют между всеми элементами общества, объединяют их в единую всеобъемлющую совокупность.
Социальное взаимодействие — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Социальное взаимодействие подразумевает в обязательном порядке:
1) наличие двух или более субъектов взаимодействия;
2) систему взаимных ожиданий;
3) целенаправленную деятельность каждой из сторон;
4) проводников социального взаимодействия.
Субъектами социального взаимодействия могут выступать как индивиды, так и группы, общности. Субъектом международного права всегда выступает государство. Президенты, короли, шейхи в идеале представляют интересы государства на высшем уровне. В зависимости от решаемых задач интересы государства могут представлять министры, руководители различных ведомств, спортсмены и т. д. Если же указанные представители государства совершают частный визит, то они выступают в качестве индивидуальных субъектов взаимодействия. К сожалению, чиновники в России часто путают личный интерес (интерес социальной группы) с государственным. Каждый человек постоянно выступает в качестве субъекта или объекта социального взаимодействия. Согласно своему интеллектуальному и нравственному уровню, а также достигнутому социальному статусу и социальной роли индивид старается выбирать и партнеров социального взаимодействия.
Выбирая объект социального взаимодействия, субъект ожидает определенного поведения (ответной реакции). От адекватности этой реакции зависят дальнейшее поведение субъекта и форма взаимодействия его с выбранным объектом. Реакция может быть отрицательной, индифферентной или заинтересованной. Идя на встречу с незнакомым человеком, вы ожидаете от него поведения, адекватного целям и задачам встречи, а также нравственно-правовым нормам, принятым в той социальной группе (обществе), к которой вы принадлежите. Но и ваш партнер, идя на эту встречу, вправе ожидать от вас того же. Поэтому предварительно человек всегда мысленно проигрывает ситуацию ожидаемого взаимодействия в зависимости от складывающейся ситуации. Человек, имея несколько статусов и отражая соответственно различные социальные роли, адаптирует к ним и систему взаимных ожиданий. По мере углубления взаимоотношений между субъектами их взаимные ожидания становятся более определенными, устойчивыми и предсказуемыми.
Деятельность обеих сторон в системе социального взаимодействия всегда целенаправленна. Если мышление человека не нарушено, оно всегда конкретно и носит избирательный характер. Социальное взаимодействие — простейший элемент любого вида социальной деятельности людей.
В социологии первым использовал данное понятие М