идеологические корни фашизма восходят к 1880 году и, в частности, теме fin de siècle того времени[31]. эта тема была основана на противостоянии материализму,рационализму, позитивизму, буржуазному обществу и демократии. данная интеллектуальная школа считала человека частью более крупной общности и осуждала рационалистический индивидуализм либеральной общественности и распад социальных связей в буржуазном обществе.
мировоззрение fin de siècle сформировалось под влиянием различных интеллектуальных разработок, в том числе биологии дарвина, эстетики вагнера, расизмаартюра де гобино, психологии гюстава лебона и философии фридриха ницше, федора достоевского и анри бергсона. социальный дарвинизм, который получил широкое признание к тому времени, не делал различия между и общественной жизнью и рассматривал существование человека как непрекращающуюся борьбу за выживание. акцент социального дарвинизма на идентичность биогруппы и роль органических отношений в обществе способствовали легитимности и привлекательности национализма[32]. новые теории социальной и политической психологии также отвергали понятие рационального поведения человека и утверждали, что влияние эмоций в политических вопросах гораздо больше чем влияние разума. аргумент ницше о том, что «бог умер», сочетался с его нападками на «стадное чувство» христианства, демократии и современного коллективизма. его концепция übermensch (сверхчеловек) и его защита воли к власти как изначального инстинкта оказали огромное влияние на многих представителей поколения fin de siècle.
гаэтано моска в своей работе «правящий класс» (1896) разработал теорию, которая утверждает, что во всех обществах «организованное меньшинство» будет доминировать и властвовать над «неорганизованным большинством»[33]. моска утверждал, что есть только два класса в обществе: «» (организованного меньшинства) и «» (неорганизованное большинство). он также утверждал, что организованный характер организованного меньшинства делает его привлекательным для любого человека в неорганизованном большинстве[34].
шарль моррасфранцузский националист и реакционный монархист шарль моррас также оказал влияние на развитие фашизма. он пропагандировал интегральный национализм, призывающий к органическому единству нации. моррас утверждал, что могущественный монарх является идеальным лидером нации. моррас не доверял «демократической мистификации народной воли», которая, по его словам, к созданию безличного коллективного субъекта. он утверждал, что могущественный монарх — это персонифицированный властитель, который может использовать свой авторитет для объединения людей внутри страны. интегральный национализм морраса был идеализирован фашистами и изменен в модернизированную революционную форму, лишенную монархизма[35].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как этнос развивается по законам природы?