в зависимости от источника, информация может являться вторичной или первичной. во втором случае сведения получены в ходе опроса (наблюдения) из первых рук. в первом случае источник – уже опубликованный материал.
методы сбора социологической информации включают в себя: опрос, наблюдение, анализ документов.
последний прием обозначает применение любых сведений, зафиксированных в тексте (рукописном или печатном), звукозаписях, фото-, кино-, видеоматериалах. этот способ включает анализ документов (контент-анализ) и используется при исследовании сведений, созданных в разных сферах общественной коммуникации. все документы подразделяют на четыре типа. к первому относят письменные материалы – архивные сведения, материалы прессы, личную документацию. вторым типом являются иконографические документы. к ним относят картины, видеоматериалы, фотографии. следующим типом являются статистические документы. они представлены сведениями в цифровом виде. к последнему, четвертому, типу документов относят фонетические данные. они представляют собой звукозаписи.
наблюдение и опрос – достаточно распространенные методы сбора данных.
следует отметить, что при достаточно широком применении эти приемы (по отдельности) не являются главными при исследовании. часто методы сбора информации используются в совокупности.
одним из достоинств наблюдения, как исследовательского приема, является наличие непосредственного личного контакта исследователя с объектом или явлением. социологическое наблюдение осуществляется в естественных для изучаемого предмета условиях. таким образом исследователь имеет возможность получить первичные сведения. в процессе изучения осуществляется регистрация происходящих явлений.
в зависимости от степени, в которой исследователь принимает участие в процессе, выделяют включенное и простое наблюдение. во втором случае исследователь фиксирует все "со стороны", не участвуя в происходящем явлении или деятельности изучаемой группы.
социологическое наблюдение (в отличие от традиционного, повседневного) имеет четко сформулированные и цели. характерной особенностью этого приема является наличие прямого указания на объект исследования, продуманных способов фиксации сведений, а также приемов обработки и интерпретации полученных результатов.
интервью и анкетирование – методы сбора информации путем массового опроса. они позволяют в короткие сроки получить первичные сведения от значительного количества людей.
опросом называют такой прием, при котором исследователь (социолог) обращается непосредственно к респондентам с определенными вопросами. этот способ используется в тех случаях, когда нужно получить сведения о субъективном состоянии людей, мотивации поступков, отношении к явлениям, мнениях, намерениях, потребностях и прочем.
анкетирование и интервью, как правило, сохраняют полную анонимность опрошенных. применяя эти методы сбора информации, исследователи обращают внимание респондентов на отсутствие каких-либо сведений, позволяющих установить их личность. таким образом, люди могут быть уверены в том, что их участие в опросе не будет иметь негативных последствий.
таковы основные методы сбора информации.
для анализа межличностных (внутригрупповых) отношений в небольших группах применяется социометрия. этот прием позволяет выявить степень разобщенности или участников, определить их позиции с точки зрения антипатий или симпатий. кроме выявления лидеров и аутсайдеров, этот способ установить внутри группы отдельные подгруппы, имеющие своих неформальных лидеров.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Доброго времени суток. люди, хелп. запуталась совсем в решении по психологии развития и возрастной психологии. : «моего ребенка (девочка, 1 г., 2 мес.) словно подменили. еще недавно это была очаровательная девочка, мы прекрасно ладили с ней. она делала такие успехи – пошла в 10 месяцев, уже неплохо говорит, любит играть с другими детьми. но последнее время она совершенно . она все время делает все наоборот. она часто не слушается, кричит, вредничает. может на улице закатить истерику, даже один раз так , что упала на землю и стучала руками-ногами и кричала. я совершенно не справляюсь с ней. к тому же она плохо стала спать, иногда не могу уговорить ее покушать. что мне делать?
распространенной формой социальной защиты детства является опека и попечительство. опека устанавливается над малолетними детьми в возрасте менее 14 лет, а попечительство — для детей в возрасте от 14 до 18 лет. эти два родственных института различаются объемом обязанностей и прав опекунов и попечителей, причем в качестве таковых могут выступать лица (например, близкие родственники), а также детские воспитательные и образовательные учреждения, органы и учреждения опеки и попечительства. законодательно определены права детей, находящихся под опекой или попечительством, обязанности опекунов и попечителей, условия защиты материальных прав детей. опекунская деятельность не оплачивается, по опекун получаст на содержание подопечного ежемесячные денежные средства в размере, установленном в конкретном регионе для содержания детей, оставшихся без попечения родителей.
в определенных случаях опекунство или попечительство могут быть прерваны в связи с объективными обстоятельствами (тяжелая болезнь опекуна или попечителя), ненадлежащий уход за ребенком или уклонение от обязанностей, в отдельных случаях — если биологические родители или близкие родственники опротестовали установление опекунства. во всех этих случаях вопрос решается органами опеки в соответствии с законом и в интересах детей.