Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:
психические процессы;
психические состояния;
психические свойства.
Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических явлений имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Решить кейс по психологии к психологу за консультацией обратилась семья, в которой воспитывается ребенок с овз. семья полная. родители с высшим образованием, отец менеджер, мать юрист. оба работают. в семье два ребенка. старший ребенок в семье – девочка, 6 лет (дцп, нижняя спастическая диплегия, передвигается с средств, интеллект сохранный, нарушения речи - дизартрия, детский сад не посещает, имеется инвалидность младший ребенок - мальчик, 3.5 года, развитие в норме. за детьми во время отсутствия родителей присматривает бабушка со стороны матери, на момент консультации дети находятся с ней дома. родители жалуются на возникшие в последнее время, и ничем не обоснованные с точки зрения родителей, истерики у девочки. начинающий психолог проводит беседу сразу с обоими родителями: выясняет, когда возникли истерики (отец считает, что возникли около полутора месяцев назад; мать, что гораздо раньше, первые подобные проблемы возникли почти 2 года назад, но они не протекали столь бурно, как сейчас), сколько времени продолжаются и как часто возникают (мать считает, что теперь истерики почти ежедневны, девочка закрывается в своей комнате и рыдает, ни с кем не общается), на что жалуется девочка (на вопросы матери девочка с рыданием говорит, что ее никто не любит, и что мать тоже ее не любит, а сережу любят все). беседа с обоими родителями длится не более 15 минут и завершается психолога о том, что истерики девочки связаны, скорее всего, с проявлениями ревности к младшему брату. по мнению психолога, данная проблема достаточно часто встречается вообще в семьях, а в семьях детей с овз особенно и для ее преодоления следует поговорить с обоими детьми, помирить их, купить им одинаковые игрушки или сладости, пойти вместе на прогулку в парк, на детскую площадку с каруселями. уточните, правильно ли определил проблему в данной семье начинающий психолог? какова роль в воспитании детей с овз в семье других членов семьи, должны ли они также быть проконсультированы специалистами?