Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов — сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века.
Все психические явления по их длительности можно разделить на 3 группы:
психические процессы;
психические состояния;
психические свойства.
Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.
В современной психологии принято считать, что психические процессы тесно взаимосвязаны и, строго говоря, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических явлений имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.
В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.
Мышление — психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений[1]. Однако в психологии существует множество других определений.
Например: высший этап обработки информации человеком, процесс установления связей между объектамиили явлениями окружающего мира; или — процесс отражения существенных свойств объектов, а также связей между ними, что приводит к появлению представлений об объективной реальности. Споры по поводу определения продолжаются по сей день.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определите, какие свойства ощущений проявляются в следующих ситуациях 1) повар без труда определил разницу в приготовленных соусов. 2) окрашенные в светлые тона стены помещения вызвали у посетителей ощущение прохлады. 3)слепые люди имеют более высокую осязательную и слуховую чувствительность. 4)девочка долго ходила в теплом пальто, не замечая его тяжести. 5) если после сладкого чая попробовать на вкус яблоко, оно окажется кислым 6) при прослушивание симфонической музыке, слушатель выделяет из общей игры партию виолончели. и если не трудно можно расписать каждую ситуацию, почему именно относится к определенному типу ощущения.
2) зрение, отношение людей к цвету, так, например, зеленый успокаивает
3) одни органы чувств стараются заменить другие, чтобы организм мог жить
4) человеку трудно чувствовать 2 чувства одновременно, тепло важнее
5) вкусовые рецепторы четко ощущают контраст
6) слух, они узнают любимые звуки всегда