Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Постройте ряд из известных вам базовых методов активного социально-психологического обучения (в виде схемы или диаграммы) по следующим критериям: - возрастание активности группы; - возрастание активности руководителя группы; - увеличение субъективной трудности выполнения заданий и упражнений; - возрастание интенсивности формирования личностных качеств. 2. Определите, какие социально-психологические механизмы психологического воздействия работают в описанных ситуациях. Ученик в мастерской ведет себя по примеру своего мастера, хотя и не получает от него никаких прямых указаний, касающихся плохого или хорошего выполнения заданий. Подросток размышляет о том, как поступили бы в данной ситуации его отец и друг. Женщина покупает вещь не той модели, которая ей понравилась ранее, после того как продавец объяснил ей достоинства модели другой фирмы. Когда учитель отругал ученика за нерадивость, многие дети в классе почувствовали смущение и вину. Служащий Н. уклоняется от неприятных заданий и от политических споров точно так же, и нередко в такой же манере, что и заведующий отделом, в котором он работает. 3. Проанализируйте элементы коммуникативной ситуации для следующих ситуаций: а) ситуации общения людей в очереди; б) ситуация первого свидания; в) ситуации сдачи экзамена. 4. Опишите любую ситуацию межличностного взаимодействия (из художественного произведения, кинофильма, реальную жизненную ситуацию) и проанализируйте ее по следующей схеме. Проявление механизмов межличностного влияния, преобладающий тип воздействия у каждого из персонажей. Основные элементы коммуникативной ситуации, противоречия в их освоении разными ее участниками. 5. Укажите основные условия и критерии отбора кандидатов в группу тренинга (выберите из перечисленных вариантов - Высокая внушаемость. - Серьезные личные переживания и проблемы. - Нормальное психическое здоровье. - Высокий уровень интеллекта. - Наблюдательность. - Высокий уровень обучаемости. - Интерес к проблемам психологии. - Низкий уровень психологической защиты. - Кризисная жизненная ситуация. - Общительность. 6. Выберите из перечисленных ниже вариантов основные условия, критерии отказа в принятии в группу социально-психологического тренинга. • Депрессия, т.е. общая подавленность и пассивность поведения. • Низкий уровень саморегуляции, социальной зрелости. • Психическая болезнь. • Выраженная акцентуация характера. • Замедленность психических реакций. • Возбудимость (эпилептоидный тип акцентуации по К. Леонгарду). • Резкое изменение поведения под влиянием критики. • Психопатии. • Кризисная жизненная ситуация. • Завышенная самооценка, неадекватное стремление к лидерству.
- Метод коллективного обсуждения или дискуссии: в начале дискуссии активность группы может быть низкой, но по мере обсуждения и участия каждого члена группы активность возрастает. Руководитель группы должен активно включаться в обсуждение и направлять его в нужное русло. Задания и упражнения в дискуссии могут быть сложными и вызывать субъективную трудность у учащихся. Интенсивность формирования личностных качеств (например, навыков общения или критического мышления) в дискуссии может быть высокой.
- Метод проектной деятельности: при выполнении проекта активность группы постепенно возрастает, особенно во время совместной работы над проектом. Руководитель группы должен активно участвовать в планировании и координации проекта. Задания и упражнения в рамках проекта могут быть сложными и вызывать субъективную трудность у учащихся. Интенсивность формирования личностных качеств (например, организационных навыков или творческого мышления) в проектной деятельности может быть высокой.
- Метод ролевых игр: при проведении ролевых игр активность группы постепенно возрастает, особенно во время выполнения заданий в роли. Руководитель группы выступает в роли фасилитатора, что повышает его активность. Задания и упражнения в рамках ролевых игр могут быть сложными и вызывать субъективную трудность у учащихся. Интенсивность формирования личностных качеств (например, навыков эмпатии или сотрудничества) в ролевых играх может быть высокой.
2. Социально-психологические механизмы психологического воздействия в описанных ситуациях:
- Идентификация: ученик в мастерской ведет себя по примеру своего мастера, идентифицируясь с ним и принимая его поведение и подход к заданиям как норму.
- Эмпатия: подросток размышляет о том, как поступили бы в данной ситуации его отец и друг, используя свои эмпатические навыки для представления себя на их месте и анализа различных вариантов поведения.
- Убеждение: женщина покупает вещь не той модели, которая ей понравилась ранее, после объяснения продавцом достоинств модели другой фирмы. Продавец использует убеждение для влияния на выбор клиента.
- Норма социального взаимодействия: когда учитель отругал ученика за нерадивость, многие дети в классе почувствовали смущение и вину, так как имеется норма, согласно которой нерадивость в классе не приветствуется.
- Идентификация: служащий Н. уклоняется от неприятных заданий и от политических споров точно так же, и нередко в такой же манере, что и заведующий отделом, в котором он работает. Служащий идентифицируется со своим руководителем и повторяет его поведение.
3. Анализ элементов коммуникативной ситуации для следующих ситуаций:
а) Ситуация общения людей в очереди:
- Участники: люди, стоящие в очереди.
- Цель коммуникации: ожидание выполнения определенного действия (например, покупка билета).
- Каналы коммуникации: вербальные (разговоры) и невербальные (мины, жесты).
- Взаимодействие: люди общаются для получения необходимой информации, сокращения времени ожидания и поддержания социальной гармонии в очереди.
б) Ситуация первого свидания:
- Участники: две индивидуальности, находящиеся на свидании.
- Цель коммуникации: установление эмоциональной и романтической связи, обмен информацией о себе и взаимное понимание друг друга.
- Каналы коммуникации: вербальные (разговоры, вопросы-ответы) и невербальные (мимика, жесты, телесный контакт).
- Взаимодействие: оба участника стремятся узнать друг друга, создать впечатления о себе, выразить симпатию и установить соответствующую атмосферу.
в) Ситуация сдачи экзамена:
- Участники: студенты и преподаватель.
- Цель коммуникации: оценка уровня знаний студента и передача необходимых знаний преподавателем.
- Каналы коммуникации: вербальные (задания, вопросы) и невербальные (напряжение, жесты).
- Взаимодействие: преподаватель задает вопросы или дает задания, а студенты реагируют на них и отвечают в соответствии со своими знаниями.
4. Пример ситуации межличностного взаимодействия:
В художественном произведении "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова, главный герой Печорин взаимодействует с другими персонажами в следующей ситуации:
- Проявление механизмов межличностного влияния: Печорин представляет собой тип человека, который стремится повлиять на других и подчинить их своей воле. Он использует механизмы привлечения и манипуляции для достижения своих целей. Преобладающим типом воздействия у Печорина является манипуляция.
- Основные элементы коммуникативной ситуации: конфликт между Печориным и другими персонажами, вызванный различием взглядов и ценностей. Взаимодействие между Печориным и другими персонажами в основном основано на манипуляции и попытке одержать победу в их отношениях.
5. Основные условия и критерии отбора кандидатов в группу тренинга:
- Нормальное психическое здоровье: отсутствие серьезных психических заболеваний, которые могут мешать участию в тренинге.
- Высокий уровень обучаемости: способность понимать материал и активно участвовать в учебном процессе.
- Интерес к проблемам психологии: стремление понимать и изучать человеческую психологию и готовность к развитию своих психологических навыков.
- Общительность: способность и желание взаимодействовать со своими одногруппниками и руководителем.
- Наблюдательность: способность обращать внимание на детали и осознанность в процессе тренинга.
6. Основные условия и критерии отказа в принятии в группу социально-психологического тренинга:
- Депрессия, т.е. общая подавленность и пассивность поведения, которая может затруднить участие в тренинге и полноценное взаимодействие с другими участниками.
- Низкий уровень саморегуляции, социальной зрелости, что может привести к конфликтам и нарушениям взаимодействия в группе тренинга.
- Психическая болезнь, так как тренинг не предназначен для лечения, а для развития психолог