стихотворение «к самому себе» принадлежит к направлению символизма. лирический герой рассуждает о собственной жизни, представляя её как течение реки. жизнь, смерть, движение к цели, смысл и удовольствие жизни представлены в стихотворении в символах. жанр стихотворения – философская лирика.
стихотворение состоит из 4 строф. в первой же строчке лирический герой заявляет о своём желании почувствовать себя рекой: «я хотел бы рекой извиваться». три строфы описывают жизнь лирического героя в образе реки. всё, что видит герой-река, имеет символический подтекст. последняя строфа описывает устье реки, то, как она вливается в море. лирический герой воспринимает это как смерть реки в водах моря. такая смерть неприемлема для лирического героя. он жаждет бессмертия!
тема стихотворения – рассуждение о смысле жизни и страхе смерти.
основная мысль: жизнь, которая достигает цели и прожита в радости, никогда не растворится без следа. именно в осмысленной и небесполезной жизни – ключ к бессмертию.
в основе стихотворения лежит даже не олицетворение, а метаморфоза. герой, ощущая себя рекой, рассуждает о её земных «делах». он хотел бы извиваться, незаметно теряться в камышах, улыбаться небесным огням (метафора звёзд), огибать сёла, дремать у холмов, катиться к расположенным вдоль реки , поднимать пароходы и барки, течь в простор моря.
первые две строфы насыщены глаголами. все они употреблены в сослагательном наклонении. герой только хотел бы испытать всё, что чувствует река. третья строфа говорит уже не об удовольствиях, а, скорее, о делах. лирический герой уже соединился с рекой, стал с ней единым целым и планирует её будущее как своё. глагол потекут употреблён в будущем времени. речь идёт о волнах реки. волны – это символы то ли деяний человека, то ли его неуёмной энергии, то ли ярких сторон личности. а может, волны – это множество жизней, свободных и ярких душ, уходящих в небытие, как волны в огромное море. символы многозначны, в этом их сильная и слабая сторона. именно поэтому символистов часто в неконкретности и туманности формулировок.
лирический герой называет смерть сном бытия (метафора). море, в котором оказываются прожитые жизни, определяется как бесконечный простор (эпитет) и солёный простор (метафора бесконечных слёз). лирический герой больше всего боится потерять своё вольное «я». в последней строфе заявлены две основные ценности героя: воля и сознание. лирический герой боится смерти, потому что она уничтожит его личность.
в стихотворении противопоставлены жизнь, которой герой желает, и смерть, которой он боится. жизнь обозначена яркими и красочными метафорами: широкие и сочные луга, небесные огни, лесистые холмы. жизнь – это путь, извилистый и интересный. жизнь – это протяжённость не только в пространстве, но и во времени, что выражается в антонимичных эпитетах стародавние сёла – молодая суета городов. жизнь – это созерцание и наслаждение, но ещё и тяжёлая работа ( «и забавы, и труд»).
пароходы и барки – символ тяжёлых житейских проблем, которые легко передвигаются с места на место водой, поднимаются волнами. труд и жизненные невзгоды для не боящегося никакой работы брюсова – лишь развлечение.
в отличие от реки, море не наделено в стихотворении приметами времени. в смерти, как во сне, личность теряет способность выбирать и принимать решения. временная неоформленность потустороннего бытия в последней строфе выражена грамматически: брюсов использует составное глагольное сказуемое хочу сознавать, в котором инфинитив лишён категории времени, а глагол принадлежит настоящему – времени жизни.
в стихотворении важна звукопись. обилие гласных и сонорных напоминает рокот катящейся в море реки.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Составьте небольшой текст 1.суботний день, наш класс, экскурссия, осенье деревья, коллекция листьев, интересные рассказ. 2. город одесса, телеграмма . гостить лето, теннис, подарки, музей коллесия металлов.