1. Пишутся слитно сложные имена прилагательные, образованные из сочетаний слов, по своемузначению подчиненных одно другому или по согласования (железнодорожный, ср. железнаядорога), или по управления (вагоноремонтный, ср. ремонт вагонов), или по примыкания(легкораненый, ср. легко ранить). Например: горно станция в горах),деревообделочный завод (обделка дерева), естественнонаучные взгляды (естественные науки),левобережная низменность (левый берег), машиностроительные предприятия (строительство машин),машинописное бюро (письмо машинами), машиносчётная станция (счёт машинами), мелкобуржуазнаяидеология (мелкая буржуазия), народнохозяйственный план (народное хозяйство), полезащитныенасаждения (защита полей), рельсопрокатный стан (прокат рельсов), сельскохозяйственные культуры(сельское хозяйство), сложноподчинённое предложение (сложное по подчинения), среднесуточнаядобыча (средняя за сутки), трудо население к труду). Правило распространяется на написание сложных прилагательных, образованных от сочетанияприлагательного с существительным, выступающего в роли географического названия, например:великолукский (Великие Луки), вышневолоцкий (Вышний Волочёк). Также: карловарский (Карловы Вары). 2. Пишутся слитно многие сложные прилагательные, употребляемые в качестве научно-техническихтерминов или выражений в книжном языке, например: азотнокислый, бе вечнозелёный,воздушносухой, геологоразведочный, двояковогнутый, дикорастущий, длинноволокнистый, живородящий,заднебедренный, заразнобольной, засухоустойчивый, кишечнополостные, конноспортивный,контрольносеменной, кремнефтористоводородный, круглоремённый, мнимоумерший, молочнокислый,молочнотоварный, мясоконсервный, насекомоядные, нервнотрофический, носоглоточный, обоюдоострый,обратноконический, обратносердцевидный, пахотнопригодный, первобытнообщинный, переднежаберный,плодоовощной, пологопадающий, поперечнополосатый, продолговатомозговой, прочнокомковатый,рассадопосадочный, реакционно резкопересечённый, свеженадоенный, свежескошенный,смешанослойный, спинномозговой, теснопальчатый, торфонавозный, торфоперегнойный,условнорефлекторный, формальнологический, хлебопекарный, хлебопроизводящий, хлопкоткацкий,хлопкоуборочный, хлопчатобумажный, хлористоводородный, хромовокислый, хромолитографский,хромоникельмолибденовый, цветоустойчивый, церковнославянский, частновладельческий,частнокапиталистический, частнохозяйственный, черепицеделательный, членистоногие, шерсточесальный,щёлочноземельный, энергосиловой, энергохимический, языкотворческий, яйцезаготовительный. Примечание 1. У многих сложных прилагательных данной группы первая часть образуетсясловами: высоко-: высоковитаминный, высокооплачиваемый; низко-: низколетящий, низкоперегнойный; глубоко-: глубокорасположенный, глубокоуважаемый; мелко-: мелкомасштабный, мелкозернистый; тяжело-: тяжелогружёный, тяжелораненый; трудно-: труднодоступный, труднопроходимый; широко-: широкодоступный, широкопредставительный; узко-: узковедомственный, узкоспециальный; много-: многоотраслевой, многослойный; мало-: малозначащий, малопосещаемый; сильно-: сильнодействующий, сильнощелочной; слабо-: слабокислый, слаботорфянистый; толсто-: толстоногий, толстостенный; тонко-: тонкоголосый, тонкомолотый; густо-: густомахровый, густонаселённый; крупно-: крупноблочный, крупнопанельный; круто-: крутоизогнутый, крутоповёрнутый; остро-: острогнойный, остродефицитный; плоско-: плоскопараллельный, плоскочашевидный; чисто-: чистосеребряный, чистошерстяной; выше-: вышесредний, вышеуказанный; ниже-: нижеперечисленный, нижеподписавшийся.
Подробнее - на -
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Кому принадлежат ниже слова, ставшие крылатыми? придумайте к ним комментирующую часть предложения. запишите составленные предложения так, чтобы комментирующая часть стояла в одних до, а в других - после прямой речи. 1. да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила силу? 2. безумству храбрых поём мы песню! 3. у сильного всегда бессильный виноват. 4. чтение - вот лучшее учение без копипаста с других сайтов!
1. Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу? (Н. В. Гоголь)
2. Безумству храбрых поём мы песню! (М. Горький)
3. У сильного всегда бессильный виноват. (И. А. Крылов)
4. Чтение - вот лучшее учение! (А. С. Пушкин)
Придумайте к ним комментирующую часть предложения. Запишите составленные предложения так, чтобы комментирующая часть стояла в одних до, а в других - после прямой речи.
1. "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу?" - спрашивал Н. В. Гоголь в своей повести "Тарас Бульба".
( комментирующая часть после прямой речи).
2. В своём стихотворении "Песня о соколе" Максим Горький говорил: "Безумству храбрых поём мы песню!"
(комментирующая часть до прямой речи).
3. "У сильного всегда бессильный виноват",- утверждает Иван Крылов в своей басне "Волк и Ягнёнок".
(комментирующая часть после прямой речи).
4. Верно сказал Александр Пушкин:"Чтение - вот лучшее учение!"
(комментирующая часть до прямой речи).