1. Неверное утверждение:
Деепричастия образуются при суффиксов -а, -я, -вши, -ши
(еще при суффикса -в).
2. Словосочетание с деепричастием:
вырастив урожай
3. Предложение с деепричастным оборотом:
Мистер Дурсль отвернулся и поехал дальше, |продолжая следить за кошкой в зеркало заднего вида|.
4. Предложение с одиночным деепричастием:
И старый Бульба мало-помалу горячился, наконец, встал из-за стола и, |приосанившись|, топнул ногой.
5. Словосочетание, в котором не с деепричастием пишется слитно:
недоумевая по поводу случившегося.
6. Предложение, в котором нет ошибок при расстановке знаков препинания:
На берегах безымянных рек, оставшись без горючего, разбросал свои пушки артиллерийский полк.
7. Предложение, в котором нет деепричастного оборота:
Пинчук, молча слушавший беседу, снова вышел во двор.
8. Предложения с деепричастными оборотами:
|Дробясь о мрачные скалы|, шумят и пенятся волы.
|Потрескивая|, горел костёр.
9. Предложения с обособленным причастным оборотом:
Альпинисты, |пренебрегавшие опасностью|, поднимались вверх.
10. В этом предложении есть пунктуационная ошибка:
Ленька растянулся на траве, |положив голову на котомку|(,) и крепко уснул. (пропущена запятая в конце деепричастного оборота)
11. Грамматически правильное продолжение предложения:
Прочитав книгу, ...
3) я понял замысел автора.
12. Грамматически правильное продолжение предложения:
Возражая собеседнику, ...
4) мы должны аргументированно доказать свою точку зрения.
Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Дидактический материал для самостоятельной работы
по теме «Союз».
1.Упражнения.
Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1.
Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Задание № 2.
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Задание № 3.
Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. Не по словам судят…
2.На взгляд-то он хорош …
3. Мягко стелют …
4. Под гору вскачь …
5.Книга в счастье украшает …
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Надо ли ставить запятую? маме, ведь нельзя все успевать, если не друг другу. тебе сейчас кажнтся, что можно и пропустить, но потом будешь долго сидеть разбираться.