основные признаки текста: тематическое и композиционное единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; смысловая цельность, относительная законченность. текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, докладом, книгой.
заключенная в тексте информация представляет собой содержание, выраженное в словесной форме. содержание соотносится с темой. тема — это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. название текста может быть прямо связано с темой («война и мир», «отцы и дети»), а может и не указывать на тему («евгений онегин»), во многих произведениях (иногда и малых по объему) может быть несколько тем.
предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
смысловые отношения между предложениями различны: а) содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого; б) содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего — смысл второго и т. д. таким образом, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
различают цепную и параллельную связь предложений. припараллельной связипредложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. особенности этого вида связи — одинаковый порядок слов в предложениях,соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. (кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой кни (а. пушкин.) здесь риторический вопрос служит средством параллельной связи между предложениями. параллельные связи часто используются в поэзии.
в цепной связиглавное — повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий (ситуаций) посредством употребления глаголов в форме совершенного вида.
параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. в этих же целях часто используются наречия места(справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения. параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. и наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
вы уже знаете, что выделяются три типа речи: повествование, описание, рассуждение. повествование— это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. на первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. в описаниив центре внимания словесное изображение какого-либо предмета, явления действительности, перечисление его признаков. особенность рассуждения в том, что в нем объясняется какое-то положение, доказывается какой-то тезис, вывод, мысль.
однако в чистом виде названные типы речи используются редко. обычно один из типов в тексте является и по мере необходимости используются другие типы речи: рассуждение сочетается с описанием,
описание — с повествованием и наоборот. главным, определяющим являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата — того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь
1. Союзные сложносочиненные: 1), 4), 5), 9), 14)
1) [Вот наступит октябрь], и [покажутся вновь журавли].
4) [Гость молчит], и [я не слова].
5) [Я сильный был], но [ветер был сильнее].
9) [В окно закатывалось солнце], и [влагой веяли пруды].
14) [Зима глухая бродит по дорогам], и [вьюга злая жалобно скулит].
2. Союзные сложноподчиненные: 2), 3), 6), 7), 11), 12)
2) [Я слышу печальные звуки], (которых не слышит никто).
3) [И стало слышно], (как над крышей тоскливо воют провода).
6) [Я люблю], (когда шумят березы), (когда листья падают с берез).
7) (Когда продрогнешь весь), [как славен дом и самовар певучий]!
11) [Не подберу сейчас такого слова], (чтоб стало ясным все в один момент).
12) [Ты говорил], (что покинешь дом).
3. Бессоюзные: 8), 10), 13), 15)
8) [Помню]: (луна смотрела в окно), (роса блестела на ветке).
10) [Ночь придет] - [любимая окрестность, словно в омут, канет в темноту].
13) [В глаза бревенчатым лагучам глядит алеющая мгла], [над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола].
15) [Осень кончилась] - [сильный ветер заметает ее следы]!
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Правельная характеристика первого звука в слове лес