Упражнение 1 СПП + вид придаточного
1) Мы открыли книгу, которая лежала на прилавке букинистического магазина. - определительное
Мы открыли книгу, чтобы прочитать аннотацию. – обст. цели
Мы открыли книгу, так как нужно было найти цитаты по теме. – обст. причины
Мы открыли книгу, хотя разрешения никто не давал. – обст. уступки
2) Перед нами открылся удивительный сельский пейзаж, какой никогда не увидишь в задымленном городе. – определительное
Перед нами открылся удивительный сельский пейзаж, так что все в машине даже притихли. – обст. следствия
Перед нами открылся удивительный сельский пейзаж, когда автомобиль свернул с трассы и обогнул лесополосу. – обст. времени
3) Подружки по секрету сообщили новость, которая изменила все наши планы. - определительное
Подружки по секрету сообщили новость, потому что не умели держать язык за зубами. – обст. причины
Подружки по секрету сообщили новость, так что теперь нужно было осмыслить услышанное. – обст. следствия
Подружки по секрету сообщили новость, как будто об этом никто не знал. – обст. присоединит.
__
Упражнение 2 СПП + вид придаточного, виды односоставных
1) Нужно наклониться═, чтоб из ручья напиться═.
(СПП с прид. обст. цели; простые – односост. безличные)
2) Хорошо смеётся═ тот, кто смеётся последним═.
(СПП с прид. местоим.-опред.)
3) Не стыдно молчать═, коли нечего сказать═.
(СПП с прид. обст. условия; простые – односост. безличные)
4)На то и щука, чтоб карась не дремал═.
(СПП с прид. обст. цели)
5) Чтобы сохранить═ тайну от врагов, сохрани═ её от друзей.
(СПП с прид. обст. цели; 1-е простое – односост. безличное, 2-е – опред.-личное)
6) Ветры дуют═ не так, как хотят═ корабли.
(СПП с прид. обст. образа действия)
7) Добра не найдёшь═, если за худым пойдёшь═.
(СПП с прид. обст. условия; простые – односост. опред-личные)
__
** Грамматические основы выделены (подчеркнуть соответственно)
А. А. Пластов - советский живописец. На его полотнах преобладают пейзажи всех четырех времен года. Суровая снежная зима в полотнах «Зима», «Снег на озимых». Радостное пробуждение природы, возвращение к жизни всего живого на картинах «Март», «Весна». Яркие краски знойного лета в произведениях «Сенокос» и «Жатва». Легкая печаль увядания природы, подготовка к зимней стуже - «Первый снег», «Ноябрь». Художник восхищается красотой родной природы. Созданная им галерея детских образов говорит о том, что дети - главный объект его наблюдений. Его радует, что ребята уже с малых лет приобщаются к повседневным делам и заботам своих родителей
Проснулись утром дети, выглянули в окошко и увидели: «Белый снег пушистый в воздухе кружится, и на землю тихо падает, ложится». Удивились они, выбежали на крыльцо и застыли. Девочка даже не оделась как следует. На ней огромный теплый платок и легкое платьице, лишь на ногах теплые валенки. Но ее не пугает холод - она заворожено смотрит на падающие снежинки. Голова поднята вверх, глазки радостно и удивленно смотрят ввысь. На лице восторг и удивление. Ее братишка оделся получше. На нем черный теплый пиджак, на голове - шапка. Мальчик вглядывается в побелевшую улицу, скользит взглядом по белым крышам. Он очень рад первому снегу, приходу настоящей зимы. Восторг и счастье написаны на лицах детей. Возле дома в палисаднике старая береза. Ее ветки украшены пушистым снегом. Это сделало белоствольную удивительно красивой. Рядом с деревом растет мелкий куст. Снег засыпал и его, прижав к земле нижние ветки.
За избой, в которой живут дети, видна часть деревенской улицы. На заднем плане человек с санями любуется снежным покровом. Лишь у забора небольшой клочок черной земли - маленькая проталина и рядом с ней серо-черная ворона, прогуливающаяся в поисках еды.
В своей картине художник сочетает белые, серые и коричневые краски. Этим Пластов подчеркивает обычность, будничность деревенского быта. Тихо и безмятежно вокруг. Но на картине есть еще и розовый цвет, и места ему отведено немало. Вот он-то и вносит в картину праздничное настроение ощутить красоту природы и неповторимость новизны первого снега.
Мне картина понравилась, мастер сумел передать радость и восторг детей, их настроение, заразить этой сказкой зрителей. Смотришь на произведение, и возникает чувство новизны, свежести, радости бытия и счастливого умиления.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Составьте и запиши предложения.сверху над словами укажи части речи весть, грачи, весна, ранней, приносят , о.