?>
Задание: используя памятку, найдите в данном отрывке характерные для жанра эссе особенно¬сти стиля; выпишите языковые средства, показывающие эти особенности. В. В. Розанов ВОЗВРАТ К ПУШКИНУ Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин — это какая-то странная вечность. В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это — чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некото¬рым, — Пушкин ни в чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения поэт», как он и определял себя («Эхо»), — на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет «не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы «утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то — его вечность и общевоспитательность. Пушкин всегда с природою и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое — то, что присуще мудрейшему из зверей, полу-богу и полу-животному: вот — старость, вот — детство, вот — потехи юности и грезы девушек, вот — труды замужних и отцов, вот — наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все — немногослов¬но. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно «знать от доски до доски». Купите-ка, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные «новейшие произведения»... Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше — ключ потеряйте. «Новейшие произведения» тем отме¬чаются, что польза от них происходит только тогда, когда их теряешь, забываешь у приятеля, когда их «зачитывают» или, наконец, когда какая-нибудь не¬сгорающая «Анафема» (Л. Андреева) наконец сгорает, хоть при пожаре квартиры. К Пушкину, господа! — к Пушкину снова! Памятка для выполнения работы 1. Афористичность (иногда парадоксальность) речи. 2. Наличие художественных тропов (метафо¬ра, сравнение, эпитет Использование полеми¬чески заостренных утверждений, субъективность изложения. 3. Эмоциональность речи. 4. Смешение разнородных пластов лексики. 5. Стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, па¬раллелизм, риторический во риторическое обращение, умолчание, эллипс, эпифора.
Ответы
Задание: Прочитайте рассказ Алисы, а затем запишите его в форме диалога с писателем.
- Девочка, ты родом из 21 века?
- Возможно. Только я не считала наш век, ведь я еще плохо считаю. Я только хожу в детский сад, в среднюю группу.
- Очень приятно с тобой познакомиться!
- А как вас зовут?
- Меня зовут Аркадий. Я писатель. Пишу фантастические книги о будущем.
- Вы все выдумываете?
- Нет, я не все придумываю. Ко мне иногда приходят люди из вашего времени и рассказывают о жизни. Только я не могу никому об этом рассказать, потому что это страшный секрет. Вот тебе моя книга!
Аркадий!
- А теперь тебе придется вернуться.