Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Определите, какие стилистические фигуры используются в следующих высказываниях (антитеза, перифраза, сравнение, градация, повтор, параллелизм, бессоюзие, риторический во инверсия, парцелляция и т. д. 1. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить (Ф. Тютчев). 2. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (А. Пушкин). 3. Мне грустно от того, что весело тебе (М. Лермонтов). 4. Я за книжку, та — бежать... (К. Чуковский). 5. Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов... (Л. Толстой). 6. В каждом слове — бездна каждое слово необъятно, как поэт (Н. Гоголь). 7. Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная (М. Лермонтов). 8. Что им родители не привили любовь к труду — это неправильно, это не так. Это не так по их прежней жизни. Это не так из того, что мы сейчас вот видим в судебном заседании (Из речи адвоката). 9. Что характерно — руки как таковые есть. Только вместо баранки или мастерка за стакан всё больше держатся. Несмотря на то, что алкоголики как раз никому не нужны. Даже им самим. 10. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слёзы разлуки, В них трепет свиданья (М. Лермонтов). 11. Ваш покорный слуга еще совсем недавно придерживался примерно того же отношения к самодеятельности, считая её не более чем забавой для узкого круга друзей и знакомых. Пока не посмотрел детский этап фестиваля, проходивший уже за неделю до этапа взрослого. 12. ... Вот тёмный, тёмный сад (А. Некрасов). 13. Умный научит, дурак наскучит. 14. Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев). 15. Неповторимость повторится (Н. Матвеева). 16. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин). 17. — Поедем в деревню и... — Вот я тебе!... 18. И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь... 19. Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. Пушкин).
1. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить (Ф. Тютчев).
- Антитеза (противопоставление): умом Россию не понять, аршином общим не измерить.
- Повтор: в Россию можно только верить.
2. Бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон (А. Пушкин).
- Параллелизм (повтор однотипных элементов): бой барабанный, клики, скрежет, гром пушек, топот, ржанье, стон, и смерть, и ад со всех сторон.
3. Мне грустно от того, что весело тебе (М. Лермонтов).
- Антитеза: мне грустно от того, что весело тебе.
4. Я за книжку, та — бежать... (К. Чуковский).
- Парцелляция (разделение предложения на части, связанные смыслом): я за книжку, та — бежать...
5. Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повёз его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов... (Л. Толстой).
- Градация (перечисление элементов по возрастанию или убыванию): прекрасный, чистый, учтивый извозчик; прекрасных, учтивых, чистых городовых; прекрасной, чистой, помытой мостовой; прекрасных, чистых домов.
6. В каждом слове — бездна каждое слово необъятно, как поэт (Н. Гоголь).
- Риторический вопрос (вопрос, на который не требуется ответа): в каждом слове — бездна? каждое слово необъятно, как поэт?
7. Повалился он на холодный снег, на холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная (М. Лермонтов).
- Параллелизм (повтор однотипных элементов): на холодный снег, на холодный снег; будто сосенка, будто сосенка; во сыром бору, под смолистый под корень подрубленная.
8. Что им родители не привили любовь к труду — это неправильно, это не так. Это не так по их прежней жизни. Это не так из того, что мы сейчас вот видим в судебном заседании (Из речи адвоката).
- Повтор: это не так.
- Повтор: это не так.
- Повтор: это не так.
9. Что характерно — руки как таковые есть. Только вместо баранки или мастерка за стакан всё больше держатся. Несмотря на то, что алкоголики как раз никому не нужны. Даже им самим.
- Бессоюзие (соединение предложений без союзов): что характерно — руки как таковые есть. Только вместо баранки или мастерка за стакан всё больше держатся. Несмотря на то, что алкоголики как раз никому не нужны. Даже им самим.
10. Есть речи — значенье Темно иль ничтожно, Но им без волненья Внимать невозможно. Как полны их звуки Безумством желанья! В них слёзы разлуки, В них трепет свиданья (М. Лермонтов).
- Градация: значенье Темно иль ничтожно.
- Повтор: есть речи.
- Повтор: безумством желанья.
- Повтор: в них.
11. Ваш покорный слуга еще совсем недавно придерживался примерно того же отношения к самодеятельности, считая её не более чем забавой для узкого круга друзей и знакомых. Пока не посмотрел детский этап фестиваля, проходивший уже за неделю до этапа взрослого.
- Инверсия (перестановка слов): ваш покорный слуга.
- Парцелляция: примерно того же отношения к самодеятельности.
12. ... Вот тёмный, тёмный сад (А. Некрасов).
- Повтор: тёмный, тёмный сад.
13. Умный научит, дурак наскучит.
- Антитеза: умный научит, дурак наскучит.
14. Безнравственность, как радиация, постоянно убивает общество (А. Тулеев).
- Сравнение: безнравственность, как радиация.
15. Неповторимость повторится (Н. Матвеева).
- Повтор: неповторимость повторится.
16. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (А. Пушкин).
- Повтор: мечты, мечты.
- Риторический вопрос: где ваша сладость?
17. — Поедем в деревню и... — Вот я тебе!...
- Бессоюзие: поедем в деревню и...
- Инверсия: вот я тебе!
18. И крепко-крепко наши спали России в роковую ночь...
- Градация: крепко-крепко.
- Повтор: России.
19. Я только с благоговением смотрю на вас, когда, склонившись тихо, вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете (А. Пушкин).
- Градация: только с благоговением.
- Сравнение: вы чёрные власы на мрамор бледный рассыпаете.