Все части речи делятся на две группы – самостоятельные (знаменательные) и служебные. Особое положение в системе частей речи занимают междометия.
Самостоятельные части речи — это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов) . Служебные части речи — это группа слов, не имеющих собственного значения, так как не называют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.
Самостоятельные (знаменательные) части речи включают слова, называющие предметы, их действия и признаки. К самостоятельным словам можно задать вопросы, а в предложении знаменательные слова являются членами предложения.
К самостоятельным частям речи в русском языке относятся следующие:
Часть речи Вопросы Примеры
1 Имя существительное кто? что? Мальчик, дядя, стол, стена, окно.
2 Глагол что делать? что сделать? Пилить, распилить, знать, узнать.
3 Имя прилагательное какой? чей? Хороший, синий, мамин, дверной.
4 Имя числительное сколько? который? Пять, пятеро, пятый.
5 Наречие как? когда? где? и др. Весело, вчера, близко.
6 Местоимение кто? какой? сколько? как? и др. Я, он, такой, мой, столько, так, там.
7 Причастие какой? (что делающий? что сделавший? и др. ) Мечтающий, мечтавший.
8 Деепричастие как? (что делая? что сделав? ) Мечтая, решив.
Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними.
*
К служебным словам нельзя поставить вопрос.
*
Служебные слова не являются членами предложения.
*
Служебные слова обслуживают самостоятельные слова им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений.
*
К служебным частям речи в русском языке относятся следующие:
Часть речи междометие
*
предлог (в, на, об, из, из-за) ;
*
союз (и, а, но, однако, потому что, чтобы, если) ;
*
частица (бы, ли, же, не, даже, именно, только)
Премудрый пискарь из одноименного рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина мечтает о благополучии и безопасности. В этом стремлении он построил нору только для себя, где целый день дрожит, боясь и щук, и других рыб. Только ночью рыба выплывает, чтобы питанием поддерживать свое существование. Пискарь всегда один, ни с кем не общается, не заводит семью, его жизнь замкнулась на единственном желании – быть в безопасности. В мечте о безопасности он забыл обо всех остальных мечтах, желаниях и потребностях, а в жизни остался только страх. Пискарь прожил сто лет, но в это время не произошло ничего, все лучшее мимо, не осталось никаких впечатлений. Выбирая неверную, разрушительную мечту человек приносят вред, в первую очередь, себе. А многие еще и вредят окружающим.
Совсем другая мечта была у Семки Рыся, героя рассказа В. М. Шукшина «Мастер». Это прекрасный столяр с золотыми руками, подлинный мастер своего дела. Заброшенная церковь в соседней деревушке привлекает его внимание, Семка видит руку профессионала и его творческий подход издалека. Прекрасное здание с красивыми линиями и интересным световым решением (благодаря облицовке храм сиял во время восхода солнца) должно быть восстановлено, чтобы продолжать радовать глаз жителей. Так посчитал Рысь, восстановление церкви ради ее красоты (герой не был верующим) стало мечтой Семки. Однако он столкнулся с бюрократической машиной, и его мечта разбилась о суровую реальность: церковь оказалась никому не нужна. Однако мечтал Семка не о собственном благополучие, а о красоте ландшафта, которую увидел бы каждый случайный путник. Поистине, благородное желание не смогло осуществиться из-за недалеких чиновников, маленький человек не смог победить большую систему даже во имя искусства.
Таким образом, человека достойна далеко не всякая мечта. Если это стремление сконцентрировано на достижение материальных богатств или может повредить другим – такая мечта не приведет ни к чему хорошему. Если человек думает только о себе, такая мечта не может претендовать на благородство. Но стремления к справедливости, правде и красоте поистине прекрасно в каждом человеке. И эта мечта не только достойна, но и вызывает уважение.
1. Элементы описания: изображение явлений действительности предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков.
Элементы повествования: рассказ, сообщение о событиях в его временной последовательности.
2. Главной мыслью текста «Яшка» является то, что простой человек на многое, если будет трудиться. Главный герой данного текста. Яков Ледков, очень целеустремленный. Он достигает до места приёма учащихся, в педагогическое училище. Несмотря на то, что он опаздывает, он не теряет надежду и удача ему улыбнулась: он встретил директора училища, который разрешил ему сдать экзамены вне срока и конкурса.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Назовите самостоятельные и служебные части речи. запишите примеры.
1). самостоятельные)существительное- школа
прилагательное-багрянный
числительный-восемь
глагол-живёт, приветствовать
местоимение-себя, наше
наречие-здорово
Объяснение:
2)служебные) союз-а,но
предлог-по, под, на
частица-не, ни, ли
междометие-ой! ура!
междоме