1 Укажите, какие пары слов не являются словосочетаниями. Объясните свой ответ.
2)рядом с домом (предлог + существительное)
3)лес красив (подлежащее + сказуемое)
4)все-таки решился (частица + глагол)
7)даже не вериться (частица + глагол)
8)говорил и смеялся (однородные сказуемые)
9)как будто испугался (союз + глагол)
10)около школы (предлог + существительное)
11)начался дождь (подлежащее + сказуемое)
12)только спросил (частица + глагол)
14)несмотря на усталость (предлог + глагол)
19)она плачет (подлежащее + сказуемое)
Номер 2
1.Согласование
1)Имя прилагательное + имя существительное: золотая осень×, желтая трава×, холодный дождь×, хмурое небо×
2)причастие+имя существительное: желтеющая трава×, увядшие цветы×, сорванные листья ветер×, потемневшее небо×
3)порядковое числительное+имя существительное : первый день×, пятая страница×, седьмой год×, десятый этаж×, пятьдесят шестая квартира×
4)неопределенное местоимение+ имя существительное: какой-то чудак×, чей-нибудь портфель×, чье-то сочинение×, некоторые сложности×, какая-нибудь
5)указательное местоимение+имя существительное: этот год×, такой пример×, эта девочка×, это задание×, та олимпиада×
6)определительное местоимение+имя существительное: любой ответ×, иное решение×, всякий человек×, другой пример×, каждая страница×.
7)притяжательное местоимение+имя существительное: мой друг×, твоя подруга×, наши соседи×, свой дом×, ваше задание×.
2.Управление
1)Имя существительное+имя существительное(с предлогом и без): друг× семьи, цветы× осени, мечта× о путешествии, любовь× к животным, ожидание× перемен
2)глагол + имя существительное(с предлогом и без): найти× грибы, пошел× с другом, встретил× товарища, купить× журнал, играть× в футбол
3)глагол +личное местоимение(с предлогом и без): подойти× к нему, отошел× от нас, сказал× тебе, пришел× с ним, посоветоваться× с вами
4)причастие + имя существительное(с предлогом и без): ожидающий× ответа, приготовивший× салат, построенный× другом, переплывший× речку, написавшая картину
5)причастие+личное местоимение(с предлогом и без): пришедшая× к нему, узнавшая× от них, обещавшая× нам, рассказанная× им, посвященная× мне.
6)деепричастие + имя существительное: думая× о семье, решив× задачу, измерив× давление, улыбаясь× людям, пробудившись× от сна.
7)деепричастие+личное местоимение(с предлогом и без): угощая× нас, заботясь× обо мне, объяснив× им, гуляя× с тобой, вернувшись× к нему.
3. Примыкание
1)глагол+ наречие: крикнул× громко, писать× грамотно, посмотреть× вверх, повернуть× направо, поесть× досыта.
2)причастие + наречие: решающий× правильно, выучивший× наизусть, сделанный× давно, вспомнивший× сегодня, смотрящий× вперед.
3)деепричастие + наречие: думая× постоянно, решая× правильно, придумав× своевременно бескорыстно, пробежав× быстро.
4)наречие+наречие: очень весело×, довольно интересно×, совершенно неправильно×, крайне неприятно×, довольно пошло×.
5)имя существительное + наречие: яйцо× всмятку, кофе× по-турецки, шашлык× по-грузински, поворот× направо, лекарь× поневоле.
6)глагол + начальная форма глагола: желаю× уехать, приготовился× отвечать, обещали× погулять, пожелаю× выздороветь, приду× посоветоваться.
7)причастие + начальная форма глагола: желающий× узнать, хотящий предлагающий× приехать, требующий× прекратить, умеющий× поговорить.
8)деепричастие + начальная форма глагола: придя× посоветоваться, думая× погостить, решив× ответить, предполагая× остаться, обещая
9)имя существительное + начальная форма глагола: желание× учиться, мечта× уехать не беспокоить, умение× рисовать, стремление
10) имя прилагательное+начальная форма глагола объяснить, готовый× переделать, вынужден× извиниться, должен× уехать, склонный× подождать.
Пользуясь справочной литературой как еще могут строиться словосочетания со связью примыкание. Приведите примеры других структурных схем.
1) Существительное + несклоняемое прилагательное: цвета× хаки
2) глагол + форма сравнительной степени прилагательного или наречия: нарисовал× красивее
3) наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия: чуть× левее
4)существительное + притяжательные местоимения ЕГО,ЕЕ,ИХ: его идея×, их друзья×.
Главные слова в словосочетаниях отмечены крестиком×
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Итоговая контрольная работа по русскому языку Вариант 21.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?1)ж…стяной, ш…лестят, взб…раться2)вх…дить, заг…релось, к…сание4)цв…точный, выт…рать, проц…дить3)отп…рать, т…шина, выч…слить2.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?1)н…клеить, з…лаять, пр…петь2)сверх…нтересный, под…грать, под…скать3)с…агитировать, в…ёт, без…ёмкостный4)ра…ширить, бе…ценный, бе…крылый3.В каком ряду во всех словах пропущена буква И?1)пр…творить (дверь), пр…сытиться 3) пр...открыть, пр…лепить2)пр…озерный, пр...хорошенький 4) пр…забавный, пр…вратить4.В каком словосочетании использовано разносклоняемое существительное среднего рода, в предложном падеже?1)ветер перемен 2)нога в стремени 3)задумался о написать повесть5.Укажите предложение, в котором не со словом пишется раздельно.1)Он с детства (не)навидел ложь.2)Дом был вовсе (не)высокий..3)ответ был (не)вежливый4)(Не)вежа тот, кто позволяет себе грубость.6.В каком случае ВЕРНО указаны морфологические признаки выделенного имени прилагательного из предложения.Зелёная лягушка сбросила свою лягушачью кожу и обернулась красной девицей.1)качественное, в ед.ч., м.р., И.п. 3)притяжательное, в ед.ч, ж.р.Д.п..2)относительное, в ед.ч., ж.р., В.п. 4)притяжательное, во мн.ч., ж.р., В.п.7.Укажите словосочетание, в котором в прилагательном нужно писать НН:1)масля…ая краска 3)кури…ый бульон2) карти…ая галерея 4)ю..ый друг8.Какое прилагательное пишется через дефис?1)лево(бережный) 2) ярко(синий) 3)термо(прочный) 4)железно(дорожный) 9.Запишите порядковое числительное 278 в родительном падеже.10.Какое местоимение пишется слитно?1)(не)кто 2)(кто)нибудь 3)(кое)(к)чему 4)какой(то) 11.Укажите предложение с безличным глаголом.1)Солнце начинает спускаться. 3)Пойдите все сегодня в театр обязательно. 2) Детям хочется на свежий воздух 4)На небе зажигаются звезды.12.Укажите предложение, в котором глагол стоит в форме условного наклонения.1)Ребята, берегите своих друзей.2)Упал на мерзлую землю последний золочёный лист.3) Давайте соберемся в поход на озеро.4) Я построил бы скворечник, но нет материала.13.Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква О:1)рассчит…вать 2)треб…вать 3)показ…вать 4)угад…вать14.Укажите номера предложений, в которых необходимо поставить ОДНУ запятую. (Знаки препинания не расставлены1) Рыбаки наделали во льду лунок и стали запускать сети.2)Володя выпутывать и выбирать рыбу.3)Все заволновались повскакивали с саней.4)Через час пришел пароход и перегрузил к себе людей лошадей и рыбу.Часть 2 Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, выполните задания. (1)Многие явления в природе пом..гают пре..сказать погоду. (2)Вот дым костра поднимается к небу стел..тся туманом по траве. (3)Ты смотр..шь на дым и уже знаешь, какая будет завтра погода. (4)В ясные дни небо каже..ся очень высоким. (5)А г..ризонт сжимается и кажется бли..ким. (6)После заката у горизонта долго держ..тся серебря..ая полоса. (7)Обильная р..са проп..дает только после восхода солнца. (8)Пчелы с раннего утра отправляются за добычей. (9)В сумерках рыба играет плещется на поверхности воды. (10)Перед (не)настьем ветер усиливается направление его меняется. (11)Солнце всходит в багровой мгле а черные облака почти к..саются земли.Задание: 1. Синтаксический разбор предложения 8 2. Морфологический разбор ПЛЕЩЕТСЯ(9), ТУМАНОМ (2) 3. Разбор по составу ВОСХОДА, ВЫСОКИМ
Почему надо охранять исторические памятники?
Наш край богат историческими памятниками. Но для чего они нужны? Во-первых, памятники - это произведения искусства, которые учат нас воспринимать прекрасное, развивают фантазию и наполняют духовно. Во-вторых, исторические памятники служат своеобразным мостиком между и настоящим. Благодаря им мы вспоминаем причины определенных событий и знаем об их последствиях.
В-третьих, исторические памятники являются памятью народа и достоянием нации. В истории нашего государства были события, которыми действительно стоит гордиться. Мы боронили Родину от врагов, проявляя мужество и героизм. Новые поколения обязаны знать об этих событиях. И в этом нам исторические памятники. Поэтому давайте с уважением относиться к ним, ведь они - достояние нации.