Ростов-на-Дону — город в Российской Федерации, административный центр Ростовской области; расположен на правом берегу реки Дон, в 46 км от его впадения в Азовское море, в 1226 км к юго-востоку от Москвы. Ростов-на-Дону — крупный узел железнодорожных линий и автомобильных дорог, морской и речной порт, в городе находится аэропорт.
Ростов-на-Дону — крупный промышленный и культурный центр России. Среди ведущих городской промышленности: машиностроение (крупнейшее производственное объединение зерноуборочных комбайнов «Ростсельмаш»), пищевкусовая, легкая. В Ростове действуют Ростовский государственный университет, драматический театр имени Горького, театры музыкальной комедии, кукол, цирк, краеведческий музей, музей изобразительных искусства.
Население — 1,052 млн человек (2007) в границах муниципального образования (10-е место в РФ) и 1,8 млн человек в собственной Ростовской агломерации (6-е место). В Ростовско-Шахтинской конурбации насчитывается 2,57 млн.человек.
Территория Ростова с древнейших времен находилась на пересечении важных водных и наземных торговых путей. Однако первые постоянные поселения здесь появились в конце 17 — начале 18 веков. Датой основания города принято считать 15 декабря 1749 года, когда вышел указ императрицы Елизаветы Петровны об учреждении Темерницкой таможни на правом берегу Дона у Богатого источника.
В 1761 году здесь началось строительство крепости, названной в честь митрополита Дмитрия Ростовского. В 1797 году поселение при крепости получило статус города. Свое нынешнее название город получил в 1806 году. К середине 19 века Ростов стал известен ежегодными ярмарками: Вознесенской и Успенско-Богородицкой. На них в изобилии были представлены чай, кожи, лошади, хлеб, ткани, сахар, табак, рыба, вино.
В конце 19 века Ростов становится одним из самых больших городов России. В 1870 году через Ростов железная дорога, связавшая его с Харьковом и Москвой, в 1875 году — с Владикавказом. К началу 20 века в городе насчитывалось около 140 промышленных предприятий с 14,5 тысячами работников.
К концу 19 века складывается архитектурный облик делового центра Ростова. Достопримечательностью города стал Городской дом (1899). В здании, построенном по проекту архитектора А. Н. Померанцева, находились: городская Дума, областной комитет КПСС, городская администрация. Позднее, уже в 20 веке, в черту Ростова вошел город Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 году переселенными сюда по указу Екатерины Великой крымскими армянами.
В годы Гражданской войны Донской край являлся оплотом сопротивления власти большевиков. После установления Советской власти в Ростове в период индустриализации были построены машиностроительные гиганты: в 1926 году началось строительство Ростсельмаша, в 1932 году был построен завод «Труболит», создавались новые предприятия перерабатывающей промышленности, завод шампанских вин, мясокомбинат, хлебозавод. Строительство крупных промышленных предприятий требовало рабочих рук, в Ростове возникли новые жилые поселки: Сельмаш, имени Орджоникидзе, имени Фрунзе, Красный город-сад, Северный.
В годы Великой Отечественной войны не раз город переходил из рук в руки противоборствующих сторон и сильно пострадал. В 1945 году был утвержден генеральный проект планировки города. Помимо восстановления предполагалось увеличение площадей застройки, строительство новых промышленных предприятий, жилых массивов.
В 1981 году был принят новый генеральный план застройки города. Этому предшествовали появление в Ростове тринадцати производственных объединений, возведение сотен пятиэтажных домов, расширение границ города на западе (Западный жилой массив), севере (Северный жилой массив), юго-востоке (Александровка). Были построены новый мост через Дон, Дворец культуры комбайностроителей, более двухсот магазинов.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Написать эссе . "место культуры в современном мире".
За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.
Реализация целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической базы - конкретные шаги, определенные на сегодняшний день.
Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.
Ориентация на традиционную народную культуру – заметная черта современного социокультурного процесса.
Народная культура заключает в себе богатство и многообразие художественных традиций, различных форм творческой деятельности (песенно-музыкальный, танцевальный, словесный фольклор, художественные ремесла и промыслы). Когда говорят о народной культуре, то в первую очередь подразумевают фольклор.
Народная культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных форм. Эти изменения связаны с развитием общества. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного наследия.
В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу.
Одна тенденция, которую сегодня принято рассматривать как процессы глобализации, проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности).
Также в настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее настоящим, будущим».