I этап - с древнейших времен (IV-III тыс. до н.э.) до II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры.
В ходе данного этапа сформировался древнейший этнический пласт узбекского народа (саки, бактрийцы, согдийцы, хорезмийцы, ферганцы, шашцы и др.).
II этап - со II-I в.в. до н.э.- рубежа нашей эры до XIIIв.
На этом этапе сложился второй этнический пласт узбекского народа- тюркоязычные племена, непрерывно, на протяжении тысячелетия, проникавшие в Среднюю Азию. В результате этого произошла тюркизация местного ираноязычного населения и сформировалась тюркоязычная народность, впоследствие получившая название узбеков.
III этап- с XIII по XVI в.в., когда завершилось в основном формирование узбекской народности, в которую в качестве последнего составного этнического компонента вошли тюркоязычные племена Дашт-и-Кипчака, передавшие ей свое имя.
IV этап- с XVII до середины XIXв., когда происходил процесс дальнейшей этнической консолидации узбекского народа, формирования общего этнического сознания, образования единой этнической общности.
В IV-III веках до нашей эры у северных границ Китая и Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны. Сюнну (хунну) представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на одном из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. Наименование сюнну (хунну) появилось в китайских источниках в конце III века до нашей эры. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. В 206 году до нашей эры во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего государства. Государство гунну делилось на 24 рода.
Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство.
Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех родов, орда Люаньди.
Однако держава хунну оказалась непрочной, в I веке до н.э. она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 г до н.э. хунны распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную – его младший брат Чжичжи. Чжичжи предпринимал попытки вернуть единство хунну, привлекая на свою сторону государство Кангюй. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Что из перечисленного относится к первой половине xix в.? 1) издание манифеста «о незыблемости самодержавия» 2) издание жалованной грамоты дворянству 3) создание «теории официальной народности» 4) создание верховного тайного совета
Теория официальной народности была разработана графом Уваровым как идеологическое обоснование единства Российской империи в дополнение к православной религии; теория дополняла одну лишь православную религию двумя другими факторами - самодержавием и народностью. Впервые теория была изложена в 1833 году.