От лица советников Ивана III, уговаривавших его покориться Ахмату
В итоге дело обернулось не так, как я боялся. Но я до сих думаю, что риск был слишком большим и слава Господу, что он нас миловал.
Ещё с 1472 года мы не платили дань ордынцам. Те были слишком заняты войной друг с другом. Но в итоге победил Ахмат – хан сильный и властный. Он потребовал снова платить дань. И такая сумма не была бы для Москвы непосильной. Но многим казалось оскорбительным само требование. С другой стороны многие, я вместе с ними призывали дать деньги и выиграть время.
Решение великого государя Ивана Васильевича было в пользу войны. В сентябре хан Ахмат выступил в поход, а навстречу ему – наша рать. Они встали на пограничной реке Угре и стали ждать. Никто не хотел переправляться первым и этим давать преимущество врагу – войско наиболее беззащитно именно когда растягивается в колонны для перепрвы.
Мы боялись, что против нас выступит и Казимир Литовский. Крымский хан обещал его занять, но никто не знал, сдержит ли он слово, и остановит ли его набег Казимира.
В итоге литовцы так и не выступили, а крымские татары ударили по самой вотчине Ахмата, потому тот отступил.
Мы больше не платим дань татарам. Но что было бы, если бы Ахмат победил в битве? Что было бы, если бы Казимир всё-таки выслал свои полки? Война – это всегда риск.
Гложет меня и другое. Большая Орда и Крымское ханство – непримиримые враги. Стоило бы выждать. Посмотреть, кто будет одерживать верх, а потом объединиться с почти, но не до конца проигравшим. В таком случае мы могли бы уничтожить одно из этих государств, при этом второе настолько ослабло бы, что не смогло бы с нами соперничать. Но теперь мы чётко выбрали сторону. Мы – за татар крымских.
От лица москвичей, призывавших Ивана III к решительной борьбе с Ахматом
О, князь, ты правил нами в тихости, и мы были тебе послушны. Неужто ты хочешь отдать нас злому царю Ахмату. Зачем ты оставил свое войско на Угре и вернулся в Москву?
Негоже Великому князю бросать своих людей и русские земли на разграбление. Мы помним, каково это быть под ханской пятой. Мы помним своих родных, уведенных в полон. Мы помним все эти ужасы и скорбим об этом. Поверь в свой народ, князь, мы готовы сражаться до последней капли крови и не отдадим своей земли.
Смотри, как храбро рвется в бой твой сын. Мы тоже сильны духом и хотим, чтобы и ты был так же силен духом. Не дай нас в обиду.
От лица воина из русского полка, стоявшего на Угре
Река скоро замерзнет. Что же будет с нами, если татары решатся переправиться через Угру. Все попытки мы отбивали. Наша артиллерия не давала татарам шансов закрепиться на нашем берегу. Наш князь долго тянул время, ведя переговоры с Ахматом.
Еще бы, должны подойти силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого, да и лошадям татарского войска уже должно перестать хватать фуража. Но и хан Ахмат все ждет подхода литовских сил Казимира, но не дождется – наш князь договорился с крымским ханом о совместных действиях. Поэтому крымские татары терзают подбрюшье Литвы.
Нет, не придет Казимир. А наш князь то совсем не и далеко не трус. Он послал диверсионный отряд воеводы Василия Ноздреватого в тыл Большой Орды учинить разгром в Сарае. Но теперь все может быть иначе – река замерзла, а наши силы растянуты по берегу аж на 60 верст. Страшно. Так же думают и наши старшие. Татары же теперь могут легко переправиться ниже или выше нашей позиции. Недаром поступил нам приказ отойти от берега на оборонительные позиции к Кременцу.
Да нам Бог. Но, что это? Татары тоже снимаются с места и отступают?
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
)На какие силы предполагали опереться европейские монархи в борьбе с революцией?
Особо важную роль в повседневной жизни всех сословий Российского государства в XVII в. играли события: церковные праздники – Пасха, Рождество, Крещение; свадьба - венчание, крещение, погребение, в жизни крестьян Цитаты:
- Церковные обряды - крещение, венчание, погребение – были важнейшими моментами в жизни каждого русского человека.
- Вступать в брак можно было не более трех раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который налагалось церковное наказание.
- Одним из самых устойчивых явлений крестьянской жизни были добровольная и бескорыстная соседу или родственнику в и большой работе.