Каторга- катергон , большое гребное судно с тройным рядом вёсел ; позднее такое судно стали называть галерой — подневольный труд , отбываемый в пользу государства самыми тяжкими, с точки зрения государства , преступниками . межеввание- геодезический способ определения границ земельного участка в горизонтальной плоскости. монополия- это крупное капиталистическое предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции."просвещённый абсолютизм"- политика достижения в государстве «общего блага»секулязация- противоположное сакрализации: эмансипации от религии и церковных институтов в мировоззрении, практической деятельности и т.д.
rikki07834591
11.03.2021
Вмае 1958 г. цк кпсс издал постановление «об исправлении ошибок в оценке опер «великая дружба», «богдан хмельницкий» и «от всего сердца», в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки д. шостаковича, с. прокофьева, а. хачатуряна, в. , г. попова, н. мясковского и др. в то же время в ответ на призывы в среде интеллигенции отменить и другие постановления 40-х гг. по идеологическим вопросам заявлялось, что они «сыграли огромную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и в своем «основном содержании сохраняют актуальное значение». это свидетельствовало о том, что политика «оттепели» в духовной жизни имела вполне определенные границы. говоря о них на одной из встреч с , хрущев заявил, что достигнутое в последние годы «вовсе не означает, что теперь, после осуждения культа личности, наступила пора партия проводила и будет последовательно и твердо ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний». одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело пастернака». публикация на западе его запрещенного властями романа «доктор живаго» и присуждение ему нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. в октябре 1958 г. он был исключен из союза писателей и вынужден отказаться от нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. настоящим потрясением для многих людей стал выход в свет произведений а. и. солженицына «один день ивана денисовича», «матренин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей. стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, хрущев в своих выступлениях обращал внимание писателя на то, что «это опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры». официальные «ограничители» действовали и в других сферах культуры. резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» и т. п. регулярно подвергались не только писатели и поэты (а. вознесенский, д. гранин, в. дудинцев, е. евтушенко, с. кирсанов, к. паустовский и но и скульпторы, художники, режиссеры (э. неизвестный, р. фальк, м. хуциев), философы, .