славяне отделились от индоевропейского языкового массива во ii тысячелетии до нашей эры. их верования уходят корнями в воззрения древних индоевропейцев, чему во взглядах древних славян мы находим множество общих черт с мифологическими системами индии, древних германцев, кельтов, греков и римлян. язычество древних славян просуществовало до х века, когда в 988 году князь владимир святославич принял решение о крещении своей земли. однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках и других произведениях народного творчества.
за это время их воззрения претерпели существенные изменения. по мнению наиболее исследователя славянского язычества, академика б.а. рыбакова, последующие взгляды, сюжеты и мифы не стирали предыдущие, а наслаивались на них и продолжали сосуществовать с ними. таким образом, даже в эпоху наиболее развитых мифологических представлений в народном сознании сохранялась память о самых архаических пластах верований своих предков. славянского мира главный славянский миф в настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок перуна со змеем представляет собой славянский вариант главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. действительно, изображения всадника, копьем поражающего змея, мы можем встретить в европе повсюду - этот миф был ассимилирован христианством, приняв вид поединка святого георгия с драконом. изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном гербе москвы, а также на копейках, повторяющих форму тех, что были впервые отчеканены в 1534 году. все это свидетельствует о невероятной живучести древних образов, которые, потеряв свое первоначальное осмысление, продолжают жить среди нас как важнейшие символы нашего сознания.однажды волшебное зеркало, принадлежащее царице, сказало ей, что не она, а падчерица-царевна прекрасней всех на свете. царица от злости велела чернавке отвести царевну в густой лес на съедение волкам, что та и сделала, но и не привязала девушку к дереву, как велела царица. в лесу царевна набрела на дом семи богатырей и осталась у них. братья полюбили девушку и предложили выбрать одного из них себе в мужья, но она сказала, что у неё есть жених королевич елисей. царица в это время спросила у зеркала, кто прекрасней всех на свете, и разозлилась не на шутку, получив ответ, что это царевна. переодевшись нищенкой, царица пошла в лес, нашла дом семи богатырей и угостила царевну яблоком, пропитанным ядом. девушка откусила кусочек и упала замертво. богатыри положили её в хрустальный гроб и отнесли в горную пещеру.королевич елисей искал невесту. и ветер сказал, где она. елисей нашёл царевну, разбил гроб, и девушка ожила. счастливые они вернулись домой. а царица разбила зеркало и от злости и зависти умерла.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Выписать хвс (художественно выразительные средства) из рассказа а.п.чехова "тоска".
начало рассказа: снег, сумерки, зажжённые фонари.
каждый предмет, живое существо опутано, отделено от
внешнего мира холодным одеялом.
на душе становится сумрачно, холодно и одиноко.
1.при пейзажа передаётся внутреннее психологическое
состояние человека.
ионе тоскливо, плохо.
достаточно нескольких предложений, чтобы понять
атмосферу бездушия, окружающую главного героя.
на землю мягким ковром ложатся сумерки, кружится мокрый,
крупный снег, который “пластом ложится на крыши, плечи,
спины, шапки”.
это не просто сумерки и снег, это образ, символ какой-то
безысходности, пустоты и равнодушия.
ощущаешь, как мал и ничтожен человек в этом бездушном
пространстве.
и иона потапов один в этой пустоте, где ему не с кем
словом перемолвиться.
жанр рассказа чехов довел до совершенства.
в маленьком рассказе он передал большое количество
информации.
2."художественная деталь способствовала сокращению
объема. чехов опускал такие важные сведения, как
родословная, биография героев.
основным средством характеристики был портрет, хотя он
тоже не соответствовал привычному представлению.
это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное,
писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали,
и этого было достаточно для яркого представления образа
в целом.
например, он называет лошадь лошаденкой.
только суффикс появился, а читатель видит эту старую,
заезженную, уставшую от работы клячу, такую же жалкую,
как её хозяин, и так же вызывающую щемящую жалость.
и только она может дохнуть теплом своим на руки ионы.
3.чехов показывает только основные, наиболее важные моменты,
а остальное опускает. художественная деталь
ему уплотнять время.
4.и чехов нигде не позволяет себе морализировать-он просто
рисует жизнь, но лаконичное повествование прекрасно передает
все, что хотел бы сказать.
5.эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска.
эпитеты вызывают у читателя не светлые,
не радостные ассоциации.
без сомнения, они чувство автора к изображаемым
событиям, образам.
6. метафоры: распирает грудь, весь свет залила бы,
поместилась в скорлупу.
метафоры, олицетворения, сравнения несут в себе
отрицательную эмоциональную нагрузку,
почувствовать состояние ионы.
7.градация: вечерние сумерки – вечерняя мгла – потёмки.
повтор: сын помер - от чего? … поезжай; сын помер - все помрем,
погоняй; сын помер - ….
эти приёмы усиливают выразительность и глубину высказывания.
использованные в тексте языковые средства не случайны,
они раскрыть тему произведения,
выразить авторскую идею.
в небольшом по объему произведении с различных
художественных приемов чехов раскрывает большую беду в
жизни человека.